Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
- Продолжительность: 3 дн..
- Цена: от 1300$ 1000$ за группу
- Размер группы: Малая группа

Балыкчы - город в Кыргызстане, расположенный на западном берегу озера Иссык-Куль, примерно в 175 км к юго-востоку от Бишкека. Этот населённый пункт нередко называют «воротами к жемчужине Кыргызстана» - сразу после проезда через Боомское ущелье дорога, спускающаяся в долину Иссык-Куля, приводит в Балыкчы, откуда трассы расходятся вдоль северного и южного побережья озера.
Само название города переводится с кыргызского как «рыбак», являясь прямым аналогом русского названия Рыбачье, под которым город был известен в советское время. После обретения независимости Киргизии в 1990-х годах Рыбачье было переименовано в Балыкчы, официально получив своё нынешнее имя в 1993 году.
Балыкчы исторически служил важным транспортным узлом: ещё в советский период он объединял железнодорожные, автомобильные и водные маршруты, а через него проходят дороги на Каракол (по северному и южному берегам озера) и в Нарын, связывающие Кыргызстан с западным Китаем через перевал Торугарт
История этих мест насчитывает несколько тысячелетий. Археологические находки свидетельствуют, что люди обитали на северо-западном побережье Иссык-Куля с глубокой древности - около 4000 лет назад. В окрестностях Балыкчы, особенно в ущельях горных хребтов Кунгей-Ала-Тоо и Тескей-Ала-Тоо, обнаружено множество наскальных рисунков (петроглифов), изображающих сцены охоты и ритуалов древних обитателей края. Такие петроглифы высечены как на скалах в горных ущельях недалеко от побережья, так и на отдельных валунах в равнинной части долины; причём иногда камни с рисунками выложены в форме геометрических узоров - кругов и спиралей
Эти находки указывают на то, что задолго до основания современного города люди в этой местности вели активную жизнь и оставили после себя богатое наследие в виде памятников первобытной культуры.
Балыкчы занимал важное положение на одном из маршрутов Великого шёлкового пути. Исторические свидетельства указывают, что уже в X-XII веках на месте нынешнего города существовал крупный транспортный узел, соединявший Восточный Туркестан (Китай) с Чуйской долиной. Один из северных ответвлений Шёлкового пути проходил через труднодоступные ущелья гор Терскей Ала-Тоо, далее вдоль южного берега Иссык-Куля и через узкий проход Боомского ущелья - единственный путь на запад из Иссык-Кульской котловины. Перед тем как преодолеть опасные тропы Боома, караваны, гружённые шёлком и драгоценностями, делали привал в районе Балыкчы, чтобы отдохнуть и подготовиться к дальнейшему пути. Таким образом, уже тысячу лет назад Балыкчы играл роль перевалочного пункта между востоком и западом.
Археологические раскопки в нескольких десятках километров от Балыкчы выявили остатки именно того средневекового города, процветавшего на перекрёстке торговых путей. Ученые обнаружили фундаменты каменных зданий со сложной кладкой, прямые улицы, остатки обширных садов и торговых площадей, что свидетельствует о высоком уровне развития и богатства этого поселения. Особо примечательно, что город имел водопровод: неподалёку были найдены керамические трубы и даже руины гончарной мастерской (или завода) по производству прочных глиняных труб и кирпича, действовавшей в XIII-XIV веках. Однако трагической развязкой в истории этого средневекового центра стали монгольские завоевания. Примерно в 1218 году, во время походов Чингисхана, город был разрушен дотла - как, впрочем, и большинство поселений Иссык-Кульской долины. Завоеватели не оставили после себя ничего, кроме обгорелых развалин, и на последующие несколько столетий (почти 500 лет) окрестности современного Балыкчы превратились в безлюдную пустошь. Лишь ревущие порывы знаменитого западного ветра по имени Улан проносились через прорезь Боомского ущелья, нарушая тишину выжженной степи.
Современная история Балыкчы началась в эпоху Российской империи. В конце XIX века была проложена почтовая дорога, соединявшая Пишпек (нынешний Бишкек) в Чуйской долине с Пржевальском (Караколом) на противоположном, восточном берегу Иссык-Куля. На западном выходе из Боомского ущелья, на месте удобном для привала, появился небольшой дорожный пост - инспекторская юрта и две землянки, где путешественники могли переждать ночь и набраться сил перед дальней дорогой. По состоянию на 1871 год этот пост был совсем крошечным - кроме юрты местного пристава, здесь насчитывалось лишь две землянки для приезжих
В 1880-х годах сюда приехал отставной русский солдат (по некоторым данным – офицер) по фамилии Бачин, сыгравший ключевую роль в становлении города. Михаил Бачин, увлечённый рыбалкой, увидел большой потенциал в изобилующих рыбой водах Иссык-Куля. Он основал на берегу озера рыбацкую артель и занялся промыслом, а также организовал сплав леса по реке Чу из горных ущелий Тянь-Шаня. Благодаря стараниям Бачина маленький дорожный пост довольно быстро превратился в оживлённое рыбацкое поселение. Изначально деревня называлась Бачино – по имени основателя, но позже получила более говорящие названия. К 1907 году здесь проживало уже свыше 100 семей рыбаков, и поселок стал финансово самостоятельным за счёт продажи улова. В 1909 году в официальных документах закрепилось новое имя – Рыбачье, буквально отражающее профиль поселения. Рыбачье входило тогда в состав Пржевальского уезда Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.
В первые десятилетия советской власти Рыбачье оставалось небольшим посёлком, однако в послевоенные годы его развитие ускорилось. В 1954 году Рыбачье получило статус города. С этого момента начался расцвет промышленности: в советский период город превратился в крупный транспортно-промышленный узел регионального значения. Балыкчы (тогда ещё Рыбачье) стал конечной станцией железной дороги, протянутой от Лугового через Фрунзе (Бишкек) - таким образом город соединился с общесоюзной железнодорожной сетью. Здесь же действовал и порт Иссык-Кульского пароходства, откуда по озеру курсировали суда до восточного побережья. В городе выросло большое количество предприятий: помимо рыбообрабатывающего завода, появились заводы по переработке хлопка и шерсти, мясомолочные и другие сельскохозяйственные производства. К концу 1980-х годов Рыбачье фактически стало промышленным сердцем Прииссыккулья, определявшим экономическую жизнь всего региона.
Однако распад Советского Союза в 1991 году болезненно отразился на городе. В условиях экономического кризиса 1990-х годов большинство заводов и фабрик закрылось, производство практически остановилось. Город, переименованный в Балыкчы, утратил основную часть своей экономической базы и пережил отток населения. Привычный уклад жизни резко изменился: некогда оживлённый индустриальный центр превратился в тихий провинциальный город, ищущий новые пути развития.
После тяжёлых 1990-х Балыкчы постепенно адаптировался к новым реалиям. Несмотря на упадок старой индустрии, город сохраняет своё важное транспортное значение. Здесь по-прежнему сходятся дороги из разных регионов: из Балыкчы можно уехать на восток, вдоль северного или южного берега Иссык-Куля до города Каракол, либо на юг - в Нарынскую область и далее к киргизско-китайской границе (через перевал Торугарт). На западе через Боомское ущелье трасса ведёт в столицу Бишкек, поездка до которой занимает около трёх часов. Железнодорожная линия Бишкек - Балыкчы функционирует и поныне: станция «Рыбачье» в Балыкчы остаётся конечным пунктом ветки, позволяя добраться до Иссык-Куля поездом. Более того, в самом Балыкчы находится морской порт (базовая гавань Иссык-кульского пароходства), а в 40 км к северу, в селе Тамчы, действует международный аэропорт «Иссык-Куль».
Сегодня через Балыкчы проходит оживлённый поток грузов и туристов. Караваны большегрузных китайских фур, направляющихся в Бишкек и далее в другие страны Центральной Азии, следуют через город, фактически повторяя маршруты старого Шёлкового пути. Таким образом, современный Балыкчы вновь играет роль перевалочного пункта между Китаем и остальным Кыргызстаном, как и тысячу лет назад. Экономика города переориентировалась на новые отрасли: здесь работают предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и по рыбному хозяйству, а также налажено производство строительных материалов. В окрестностях добывается камень (щебень), который в Балыкчы режут и обрабатывают; помимо этого, налажено изготовление сложных металлических конструкций. Город привлекает инвестиции крупных компаний и государства: к примеру, именно в Балыкчы расположены логистические базы золоторудного проекта Кумтор и компании «Кыргызалтын», имеются нефтехранилища, склады продовольствия и угля, а также большая электрическая подстанция. Благодаря выгодному положению на пересечении путей правительство построило через Балыкчы новые автотрассы (в том числе началось сооружение дороги, напрямую соединяющей Иссык-Куль с югом страны) и планирует дальнейшее развитие инфраструкту.
Население города постепенно стабилизировалось и даже начало расти после спада 1990-х. Если в 2009 году в Балыкчы проживало около 42 тысяч человек, то по оценкам на 2023 год численность населения превысила 54 тысячи жителей. Национальный состав представлен преимущественно кыргызами (~90 %), также живут русские и другие народы. Город вновь оживает: работают школы, колледжи, культурные учреждения, рыночная торговля. В 1988-1992 годах Балыкчы даже исполнял роль областного центра – он был столицей объединённой Иссык-Кульско-Нарынской области и временно носил название «Иссык-Куль». Хотя позднее административный центр вернулся в Каракол, этот эпизод оставил свой след в истории города.
Богатая история края породила немало легенд. Одна из самых известных - красивая легенда об озере Иссык-Куль и ветрах Улан и Санташ. Согласно преданию, в незапамятные времена на месте озера простиралась плодородная долина, где жили древние племена. У хана этих племён была прекрасная дочь, в любовь к которой вступили два богатыря - один по имени Улан, другой Санташ. Гордые воины не желали уступать друг другу и сошлись в поединке за сердце красавицы. Они сражались день и ночь и в конце концов оба погибли в жестокой битве. Узнав о смерти своих возлюбленных, девушка плакала непрерывно - её слёзы лились столь обильно, что затопили всю долину и образовали огромное озеро. Вода в нём оказалась солёной от горьких слёз и тёплой от нескончаемого горя, поэтому озеро назвали Иссык-Куль («тёплое озеро»). А души двух погибших баатыров превратились в могучие ветры - Улан и Санташ, которые до сих пор мчатся навстречу друг другу с противоположных концов озера, не уставая вести вечный бой за обладание прекрасной ханской дочерью. Жители Балыкчы уверены, что именно ветер Улан, дующий через Боомское ущелье, властвует на их берегу, не подпуская ветер Санташ со стороны восточного побережья.
Ещё одна легенда придаёт Балыкчы ореол тайны, связывая его с ранней христианской историей. Говорят, что в средние века на берегу Иссык-Куля существовал процветающий город Сикуль, ныне частично скрытый под водами озера. В этом городе, согласно преданию, располагался монастырь армянских монахов, в котором хранились мощи одного из двенадцати апостолов - святого Матфея. Истории о том, что останки евангелиста Матфея покоятся на Иссык-Куле, берут начало в средневековых путевых заметках и легендах, однако до сих пор не подтверждены научно. Тем не менее, эта легенда привлекает исследователей и путешественников: в окрестностях Балыкчы проводились поисковые экспедиции, были обнаружены некоторые артефакты, косвенно указывающие на присутствие христианской культуры в регионе, что подогревает интерес к разгадке древней тайны.
Город ветров: Балыкчы неофициально называют «городом ветров». Он расположен в самом сухом и открытом месте Иссык-Кульской котловины, где частые сильные ветры стали частью образа жизни. В год здесь выпадает всего около 120 мм осадков, и зимой почти не бывает снега. Постоянно дующий с запада резкий ветер (легендарный Улан) настолько привычен местным жителям, что в безветренные дни они даже ощущают дискомфорт и скучают по его порывам. А когда со стороны озера налетает относительно слабый ветер Санташ, балыкчинцы называют его просто сквозняком, хотя гостям он может показаться ураганным порывом. Уникальный ветреный климат – визитная карточка города, о которой сразу узнаёт каждый приезжий.
Переименование города: За свою историю населённый пункт сменил несколько названий. Основанный русскими как Рыбачье, в конце 1980-х он на короткое время был переименован в Иссык-Куль (когда стал центром области). После распада СССР городу было решено дать кыргызское название – так Рыбачье стало Балыкчы, что дословно значит то же самое, «рыбак». Сейчас в разговорной речи старожилов ещё можно услышать старое имя Рыбачье, но официально оно осталось в прошлом.
Уникальное кладбище: Хотя Балыкчы не изобилует классическими достопримечательностями, в черте города сохранился один любопытный исторический памятник – старинное кыргызское кладбище. Это кладбище привлекает внимание туристов своими необычными мазарами – глиняными надгробными сооружениями с богатым орнаментом. Узорчатые мазары, созданные народными мастерами, служат местом упокоения несколько поколений жителей и позволяют заглянуть в традиции и верования местного населения. Прогулка по старому кладбищу с его резными узорами на глиняных куполах производит сильное впечатление и переносит в атмосферу прошлых веков.
Петроглифы близ Балыкчы: Недалеко от города находится уникальное ущелье с доисторическими наскальными рисунками. Возраст этих петроглифов оценивается примерно в 4,5 тысячи лет, и они изображают сцены из жизни древних людей - эпизоды охоты, жертвоприношений, ритуальные танцы. Место не оборудовано как музей под открытым небом, но известно среди любителей древностей. Туристы, интересующиеся археологией, часто посещают это ущелье, совмещая поездку к наскальным рисункам с отдыхом на озере.
Транспортные «ворота» Иссык-Куля: Балыкчы географически соединяет три области Кыргызстана – Чуйскую, Иссык-Кульскую и Нарынскую. Благодаря такому положению многие путешественники выбирают Балыкчы отправной точкой для поездок по стране. В летний сезон возможны даже однодневные туры на Иссык-Куль из Бишкека: утром можно приехать поездом или автомобилем на пляж близ Балыкчы, провести день у воды, а вечером тем же транспортом вернуться обратно. Такое удобство объясняет, почему Балыкчы стал популярным местом для туров выходного дня. Город имеет автовокзал, откуда отправляются рейсы как на северное, так и на южное побережье озера, что облегчает распределение туристических потоков.
Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
Посетить две жемчужины Кыргызстана за 1 день на автомобильной экскурсии
Этот маршрут сочетает живописные горные каньоны Кок-Мойнок, озеро Иссык-Куль, вкус национальной кухни и поездку по одной из самых красивых дорог страны – Боомскому ущелью.
За два дня мы поднимимся на вершины 3500 метров, посидим у костра в самом сердце хребата Тянь-Шань у озера Сон-Куль и отлично проведем время
Ощутите всю красоту природы Кыргызстана за рулём комфортного и дерзкого турэндуро BMW F650GS. Эти впечатления стоят любых денег и никогда не забудутся.
Побывать в долине Семи Быков, увидеть Иссык-Куль и расслабиться в термальных источниках