AsiaMixTravel

История Кыргызстана от древности до современности

История Кыргызстана от древности до современности

Кыргызстан - сердце Центральной Азии, чья история простирается на тысячелетия. На этой гористой территории пересекались пути кочевых племён и караванов Великого шёлкового пути. В отличие от соседних регионов с их древними оазисными городами или бескрайними степями, история Кыргызстана формировалась среди величественных гор Тянь-Шаня, где зарождалась уникальная номадическая культура. Здесь оставили свой след скифские воины и тюркские каганы, буддийские монахи и исламские эмиры, русские генералы и советские комиссары. Каждый из этих пластов наложил отпечаток, создав пёстрый исторический узор - от первобытных петроглифов до современных независимых институтов.

Древнейшие времена и наскальные рисунки

Археологические находки свидетельствуют, что люди обживали территорию нынешнего Кыргызстана с глубокой древности. В высокогорном районе Саймалуу-Таш (на высоте около 3200м) обнаружена одна из крупнейших в мире галерей петроглифов: более 10000 высеченных изображений (а по некоторым оценкам - до 98000 рисунков) на тёмных базальтовых валунах. Эти наскальные картинки бронзового и раннего железного века - сцены охоты, пастушеского быта, солнечные символы - словно застывшая летопись первобытной жизни. Датируются они от III-II тысячелетий до н.э. до первых веков н.э., показывая непрерывность заселения этих мест. Помимо Саймалуу-Таша, по всему Кыргызстану разбросаны курганы и погребения древних скотоводческих культур, указывающие, что уже в эпоху энеолита и бронзы здесь проходили маршруты кочевых племён. Древнейшие из известных обитателей края - носители саковской (скифской) культуры, которые оставили курганы вдоль озера Иссык-Куль и в долинах Тянь-Шаня. Таким образом, ещё задолго до письменной истории земля кыргызов была своеобразным перекрёстком цивилизаций, где сталкивались и смешивались культурные влияния степи, гор и оазисов.

Саймалы Таш петроглифы Курганный комплекс Сан-Таш

Шёлковый путь: города, религии и империи

Уже в античности территория Кыргызстана вошла в орбиту Великого шёлкового пути - трансевразийской торговой магистрали. Через Ферганскую долину и горные перевалы шли караваны между Китаем, Индией, Персией и Европой, и на этом пути возникли древние города. Один из них - Ош, основанный, по легендам, 3000 лет назад, - лежал на стыке торговых дорог и сыграл роль регионального центра торговли шелком и специями. Над самим городом возвышается священная гора Сулайман-Тоо, которая с давних времён была местом поклонения. По оценке ЮНЕСКО, Сулайман-Тоо представляет собой «самый полный пример священной горы во всей Центральной Азии, почитаемой на протяжении нескольких тысячелетий». На её склонах археологи насчитали более сотни древних святилищ и пещерных храмов, покрытых петроглифами, а также остатки сооружений разных эпох. Местные легенды гласят, что здесь бывал сам библейский Соломон (Сулейман), и на вершине показывают «престол Сулеймана». Со временем на горе появились и мусульманские постройки - например, небольшая мечеть, которую в 1510 году заложил правитель Бабур. Сегодня Сулайман-Тоо в Оше - объект Всемирного наследия, куда поднимаются паломники с верой в целительную силу горы. Гора и поныне увенчана белыми ступенями троп, небольшими мечетями и пещерами с древними рисунками, олицетворяя духовную приемственность от эпох шаманизма и буддизма до торжества ислама.

Сулайман-Тоо была местом поклонения Барбур возглавляет нападение на хазарейцев в 1507 году. Бабур-наме (1589)

В раннем Средневековье территорию нынешнего Кыргызстана населяли тюркоязычные племена, исповедовавшие тенгризм - культ Неба (Тенгри) и духов природы. До VIII века в оазисах региона также были распространены буддизм и зороастризм благодаря влиянию соседних империй и торговцев. Переломным моментом стала Таласская битва 751 года: на берегах реки Талас (ныне на границе Казахстана и Кыргызстана) сошлись армии арабского халифата и китайской династии Тан. Разгром танских войск арабами остановил экспансию Китая в Центральной Азии и открыл путь для распространения ислама. В последующие века тюркские правители региона постепенно приняли новую веру. К X веку в Семиречье утвердилась первая мусульманская тюркская династия - Караханиды. Правители Караханидского каганата (с тюркского - «черные ханы») приняли ислам, а их государство процветало на перекрёстке степей и городов. Столицей караханидов был город Баласагун в Чуйской долине, где сегодня сохранилась минарет Бурана - величественная кирпичная башня XI века, служившая минаретом при соборной мечети. Сейчас башня Бурана (25 метров высотой, некогда более 40 м) - один из древнейших архитектурных памятников всей Центральной Азии. Рядом археологи обнаружили остатки цитадели, мавзолеи и балбалы (древние каменные изваяния). В южном Кыргызстане, в городе Узгене, также уцелели трехкупольные мавзолеи караханидских правителей и стройный кирпичный минарет XII века - свидетельства высокого уровня зодчества той эпохи. Караханиды создали на территории Кыргызстана прочный мост между культурой кочевников и исламской цивилизацией, превратив древние караван-сараи и поселения (например, Таш-Рабат высоко в горах) в центры оседлой культуры. Их наследие - исламизация региона и расцвет градостроительства – оказало длительное влияние: вплоть до наших дней во многих местных топонимах и традициях видны отголоски персидско-исламского влияния Караханидского периода.

Башня Бурана в Кыргызстане Таласская битва 751 года: на берегах реки Талас

Кочевые княжества и нашествия: от тюркских каганов до Чингисхана

История кыргызского народа своими корнями уходит далеко на север. Древнейшие упоминания кыргызов в летописях относятся к сако-усуньскому кругу народов, а в китайских хрониках под названием «Гэ-кун» упоминаются племена в Южной Сибири. Кыргызы сформировались как народ в верховьях Енисея (на территории нынешней Тувы и Хакасии). В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат и сами ненадолго стали хозяевами степей. Память об этом отразилась в эпосе «Манас», где богатырь Манас объединяет разрозненные племена. Постепенно кыргызы продвинулись на юг: уже к X веку они достигли Тянь-Шаня и стали осваивать горные пастбища и долины. Около двух столетий кочевые князья кыргызов контролировали часть Великого шелкового пути, пока их гегемонию не подорвали новые волны завоеваний.

В XII веке на смену тюркским династиям пришли кочевники-китани (народность кара-китай, выходцы из Северного Китая), создавшие на землях Караханидов свою империю - Западное Ляо (Кара-китайский ханат). Однако уже в начале XIII века над всем регионом нависла ещё более грозная сила - Монгольская империя Чингисхана. В 1218-1220 годах монгольские тумены захватили Среднюю Азию, и к 1227 году сыновья Чингисхана подчинили племена кыргызов Енисейской Киргизии. Часть енисейских кыргызов перекочевала на Тянь-Шань и мирно вошла в состав владений Монгольской державы около 1207 года. Вслед за монгольскими завоевателями на территорию Кыргызстана пришла новая волна кочевых империй: здесь поочерёдно властвовали улусы Чагатая и Джучи (Золотая Орда). Археологические находки свидетельствуют, что несмотря на разорение городов, жизнь на караванных путях не прерывалась - например, находят несторианские надгробия XIII-XIV веков в долине Чу.

После распада единой Монгольской империи кыргызы попытались обрести самостоятельность. Около 1510 года они избавились от власти потомков Чагатая, и горные племена вновь стали свободными, возродив родоплеменное самоуправление. Однако регион оставался ареной борьбы между соседними державами. В XVII веке на киргизские земли с востока нахлынули ойраты (калмыки) - западномонгольские племена, создавшие Джунгарское ханство. Кыргызы в союзе с казахами противостояли джунгарскому нашествию, но часто терпели поражения и откатывались в горы. В середине XVIII века Джунгарское ханство было разгромлено цинским Китаем, и часть кыргызов формально стала вассалами империи Цин. В действительности же горные районы сохраняли относительную независимость, лавируя между Китаем, Казахскими жузами и вновь образованным Кокандским ханством на западе. В начале XIX века, воспользовавшись ослаблением джунгарской угрозы, кокандский хан захватил Ферганскую долину и установил контроль над югом современного Кыргызстана, включая Ош и Джалал-Абад. Северные киргизские племена дольше оставались вне крепкой власти ханств, но и они испытывали давление: в 1825 году кокандцы основали крепость Пишпек на месте будущего Бишкека. К 40-м годам XIX века значительная часть кыргызских племён признала вассальную зависимость от Коканда. Тем не менее, единого государства у кыргызов тогда не было, хотя предпринимались попытки объединиться. В 1842 году манап Ормон Ниязбеков провозгласил себя ханом и создал Кара-кыргызское ханство, просуществовавшее недолго. После гибели Ормон-хана (1854) племена вновь разделились. Накануне российского завоевания кыргызы представляли собой конгломерат родовых союзов, формально подчинённых Кокандскому хану, но фактически довольно автономных.

Монгольская армия картина художника Ормон-хан Ниязбеков

«Великая игра» и Курманджан Датка: дорога к Российской империи

В XIX веке Центральная Азия превратилась в арену геополитического соперничества между Британской и Российской империями - эту тайную борьбу назвали «Великой игрой». Горный край Кыргызстана, особенно Памир и Тянь-Шань, был стратегически важен: контроль над ним означал выход к границам Британской Индии и Кашгарии. Русские исследователи и военные постепенно продвигались в Тянь-Шань, заключая союзы с местными манапами. Знаковая фигура этого периода - Курманджан Датка, женщина-правительница из Алайской долины. После убийства её мужа, датки Алимбека (правителя Алая) в 1862 году, Курманджан взяла власть в свои руки. Она получила уважительный титул «Алайская царица» и сумела сохранить порядок в регионе. Когда в 1876 году Российская империя разбила Кокандское ханство и приблизилась к Алаю, Курманджан трезво оценила ситуацию. Понимая бесполезность сопротивления, она убедила своих соплеменников мирно принять российское покровительство, что позволило избежать кровопролития. Южный Кыргызстан относительно спокойно перешёл под власть России, а сама Курманджан Датка вошла в историю как символ мудрости и дипломатического дара. Российские власти даровали ей почёт, называли «царицей юга» и даже оставили ей определённую свободу управления. Легенды гласят, что когда одного из её сыновей приговорили к смертной казни за контрабанду, Курманджан отказалась просить о помиловании, поставив интересы народа выше личной трагедии. Образ этой выдающейся женщины сегодня увековечен на банкноте в 50 сом и в фильме «Курманджан Датка - королева гор». Ее история - редкий пример женского лидерства в мусульманской Центральной Азии XIX века.

Параллельно с дипломатическими успехами Курманджан, продвижение Российской империи на север Кыргызстана шло военным путём. Ещё в 1860 году отряд генерала Колпаковского захватил кокандские укрепления Токмак и Пишпек. В 1867 году на завоёванных землях был создан Туркестанский генерал-губернаторство, а к 1876-му после окончательного разгрома Коканда вся территория современного Кыргызстана вошла в состав России. Так закончился многовековой период относительной изоляции кыргызских горцев - они стали подданными царя.

Курманджан Датка на купюре 50 сом Генерал Колпаковский

В составе Российской империи: колонизация и восстание

Вхождение кыргызских земель в Российскую империю принесло значительные перемены. К началу XX века здесь появились русские переселенцы - крестьяне из Европейской России, осваивавшие плодородные земли Чуйской долины и прилегающих равнин. Основаны новые селения с русским населением, проложены почтовые тракты, началось строительство дорог. В Пишпеке (Бишкеке) и Оше открылись первые русско-туземные школы, где дети местной знати обучались грамоте. Колониальная администрация стремилась интегрировать край в хозяйственную систему империи: появились предприятия по переработке хлопка, кожевенные мастерские, началось железнодорожное строительство (подводка веток от Ташкента к северному Кыргызстану). Однако переселенческая политика приводила и к обострению земельного вопроса. Русские новосёлы занимали лучшие пастбища и пашни, вытесняя кыргызские аилы на менее пригодные земли. Кочевой уклад жизни стал меняться: часть кыргызов переходила к оседлому земледелию под влиянием российских агрономов и миссионеров, но многие воспринимали новшества с тревогой.

Недовольство колониальным гнётом вылилось в крупнейшее народное выступление - восстание 1916 года. Причиной стало распоряжение царских властей мобилизовать местное мусульманское население на тыловые работы в разгар Первой мировой войны. Для кыргызов и казахов, не привлекавшихся ранее к военной службе, эта реквизиция рабочей силы стала шоком. Летом 1916 года вспыхнули бунты, переросшие в вооружённое восстание (известное как Уркун - «Исход»). Повстанцы нападали на русские поселения, а царские войска жестоко подавляли мятеж. Итогом стали массовые гибель и бегство кыргызов: десятки тысяч беженцев устремились через горные перевалы в Китай, спасаясь от карательных экспедиций. Уркун 1916 года оставил глубокую рану в исторической памяти - практически каждая кыргызская семья потеряла родных или была вынуждена покинуть родину. В Российской империи же эти события стали одним из предвестников грядущего краха царского режима.

Художественное изображение Уркун Уркун глазами живописцев

Советский период: национальное строительство и советизация

После Октябрьской революции 1917 года власть на территории Кыргызстана перешла к Советам. Начался новый этап истории - советский период, продлившийся более 70 лет. В 1918-1920 годах шла Гражданская война, в ходе которой красные партизаны установили контроль над Пишпеком, Ошем и другими ключевыми пунктами. В 1924 году большевики провели национально-территориальное размежевание Средней Азии: была образована Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР. Термин «кара-кыргыз» использовался русскими для отличия этнических кыргызов от казахов, которых тогда тоже называли «киргизами». В 1926 году статус области повысили до Киргизской АССР, а 5 декабря 1936 года республика стала союзной - Киргизской ССР - полноправным субъектом Советского Союза.

Советская власть активно взялась за социалистические преобразования края. В 1920-30-е годы ликвидировалась неграмотность: открывались школы, техникумы, национальный театр. Если в дореволюционном Туркестане большинство населения не умело читать, то уже к концу 1930-х грамотность среди кыргызов значительно выросла. Параллельно происходила латинизация и кирилизация письменности: сначала в 1924 году для кыргызского языка ввели алфавит на основе арабской графики, затем в 1928-м сменили его на латиницу, а в 1940 году перевели кыргызскую письменность на кириллический алфавит, используемый до сих пор. Всё это облегчало вовлечение коренного населения в советскую культуру и образование.

1930-е годы принесли как индустриальный подъём, так и тяжелые испытания. В рамках сталинских пятилеток в Киргизии (тогда официальное русское название - Киргизия) началась коллективизация сельского хозяйства и оседание кочевого населения. Создавались колхозы и совхозы, в Чуйской долине появились ирригационные сооружения для выращивания хлопка и зерна. Построены первые ГЭС на реке Чу, проложены шоссейные дороги и железнодорожная ветка, связавшая Фрунзе (Бишкек) с остальной сетью (участок Луговая - Балыкчы). Город Фрунзе стал столицей республики и приобрёл черты современного промышленного центра: появились заводы (меховой, кожевенный, пищевой), институты и техникумы. Однако модернизация сопровождалась и трагедиями. В 1937-38 годах сталинские репрессии прокатились по Киргизии: были арестованы и расстреляны сотни представителей интеллигенции и партийных работников, в том числе видные деятели культуры (писатели, поэты, наркомы просвещения). Несмотря на потери, к концу 1930-х сформировалась новая советская национальная элита, воспитанная на идеалах «дружбы народов». Киргизская ССР славилась межнациональным миром: помимо кыргызов, здесь жили русские, украинцы, татары, уйгуры, евреи - и все они вместе строили «светлое будущее».

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) десятки тысяч кыргызстанцев ушли на фронт, а республика приняла эвакуированные заводы и людей из европейской части СССР. После войны продолжилось развитие промышленности: открылись месторождения цветных металлов в Майли-Суу и Тюя-Муюне, запущены Фрунзенский и Кара-Балтинский горно-обогатительные комбинаты. К 1970-м годам Киргизия стала важным производителем ртути, сурьмы, урана, электричества. Одновременно сохранялось традиционное животноводство - знаменитые алайские и нарынские пастбища по-прежнему кормили отары овец и табуны лошадей, хотя жизнь кочевников уже регулировалась Госпланом.

Конец 1980-х принёс ветер перестройки. В республике появились первые неформальные движения, требовавшие признания экологических проблем (взрыв на Майли-Суйском заводе ртути) и решения жилищных вопросов. В июне 1990 года в городе Ош произошёл межэтнический конфликт между кыргызами и узбеками, ставший серьёзным вызовом для республиканских властей. На фоне ослабления союзного центра в октябре 1990 года Верховный Совет Киргизской ССР избрал на пост президента талантливого учёного-физика Аскара Акаева - представлявшего новое поколение реформаторов. Так Кыргызстан подошёл к обретению независимости.

Архивное фото советского Кыргызстана Доярки молочно-товарной фермы в колхозе Победа 1971

Независимость: демократические эксперименты и потрясения

31 августа 1991 года Кыргызская Республика официально провозгласила независимость от распадающегося СССР. Начался сложный путь становления государства, который сопровождался экономическими и политическими испытаниями. Первый президент Аскар Акаев на первых порах пользовался поддержкой народа, проводил рыночные реформы и заявлял о приверженности демократии. Кыргызстан получил репутацию «островка демократии» в Центральной Азии - в 1990-е здесь была относительно свободная пресса, возникло гражданское общество. Однако трудности переходного периода (спад производства, всплеск коррупции) постепенно подтачивали доверие к власти. В марте 2005 года недовольство результатами парламентских выборов вылилось в массовые акции протеста, особенно на юге страны. Эти события вошли в историю как «тюльпановая революция» (2005). 24 марта тысячи демонстрантов в Бишкеке захватили здание правительства, Акаев бежал из страны и вскоре подал в отставку. Так спустя 14 лет непрерывного правления первый президент был смещён народным выступлением.

Власть перешла к оппозиционному лидеру Курманбеку Бакиеву, выигравшему выборы в июле 2005 года. Новый президент обещал искоренить коррупцию и провести конституционную реформу, но со временем его правление стало авторитарным. Вокруг семьи Бакиева сосредоточились ключевые бизнес-активы, а политические оппоненты подвергались преследованию. Уже в 2006-2007 годах Бишкек сотрясали митинги с требованием ограничить президентские полномочия. Бакиев лавировал, даже подписал поправки к конституции, но вскоре вернул себе власть. В 2009 году он переизбрался на второй срок в условиях, далеких от честной конкуренции. Росла усталость общества от кланового правления и бедности, усугубившейся зимой 2009-2010 годов из-за энергетического кризиса.

В апреле 2010 года народное возмущение вылилось во вторую революцию. Поводом стало резкое повышение тарифов и арест оппозиционного лидера, что спровоцировало стихийные протесты в городе Талас. 7 апреля 2010 года демонстрации охватили Бишкек - протестующие пошли штурмом на Дом правительства. Охрана открыла огонь, погибли десятки людей, но митингующие не отступили. Бакиев бежал из столицы на юг страны, а оппозиция сформировала временное правительство во главе с Розой Отунбаевой - опытным дипломатом и единственной женщиной среди лидеров протеста. Отунбаева стала первой женщиной-главой государства в Центральной Азии с преимущественно мусульманским населением. Ей предстояло в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию, омраченную помимо переворота ещё и этническим конфликтом на юге: в июне 2010-го в Оше и Джалал-Абаде вспыхнули кровавые столкновения между кыргызами и узбеками, погибло до 2000 человек. Отунбаева ввела чрезвычайное положение, призвала к миру и, заручившись поддержкой мирового сообщества, сумела предотвратить дальнейшую эскалацию. Затем, 27 июня 2010 года, в стране был проведён референдум, на котором народ одобрил новую конституцию - она существенно ограничила власть президента и укрепила роль парламента. Роза Отунбаева была утверждена как и.о. президента на переходный период до конца 2011 года, после чего добровольно передала пост избранному лидеру. Так Кыргызстан стал первой парламентской республикой в регионе, сделав ставку на распределение власти.

В конце 2011 года прошли выборы, на которых президентом был избран Алмазбек Атамбаев - соратник Отунбаевой по коалиции. Его правление (2011-2017) прошло относительно спокойно, без потрясений. В 2017 году Кыргызстан вновь удивил соседей: Атамбаев мирно передал власть победителю очередных выборов Сооронбаю Жээнбекову. То была первая в истории страны регулярная смена президента путём выборов. Однако политическая стабильность оставалась хрупкой. В октябре 2020 года, после парламентских выборов, оппозиция заявила о фальсификациях - и Кыргызстан пережил третью волну протестов. В Бишкеке начались беспорядки, толпы ворвались в «Белый дом» (резиденцию правительства), пострадали сотни людей. В хаосе протестующие освободили из тюрьмы политиков, среди которых был Садыр Жапаров. В считанные дни Жапаров стал народным фаворитом: парламент назначил его премьер-министром, а после отставки Жээнбекова 15 октября 2020 года Жапаров объявил себя и.о. президента. В январе 2021-го он одержал уверенную победу на внеочередных президентских выборах. Народ, уставший от смут, доверил Жапарову мандат на укрепление порядка. По его инициативе в том же 2021 году был проведён референдум, отменивший парламентаризм: страна вернулась к сильной президентской форме правления. Новая конституция увеличила срок полномочий главы государства (до двух пятилетних сроков) и сократила роль правительства и парламента. Фактически Кыргызстан сделал круг: от президентской системы 1990-х через парламентский эксперимент 2010-х - обратно к суперпрезидентской республике при Жапарове.

Сегодня независимому Кыргызстану немногим более трех десятилетий. За это время страна пережила взлёты и кризисы, но сохранила гораздо более открытую политическую среду, чем многие соседи. Здесь состоялись уже три мирные революции, дважды власть переходила к оппозиции, а свобода слова и конкуренция идей остаются заметными чертами общественной жизни. Кыргызстан стал членом ООН, ОБСЕ, ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), Евразийского союза - и старается вести многовекторную внешнюю политику, балансируя между Россией, Китаем, США и другими партнёрами. Экономически страна делает ставку на туризм (особенно горный и экологический - озеро Иссык-Куль, пики Победы и Ленина привлекают альпинистов), гидроэнергетику и сельское хозяйство. В то же время немало граждан работают за рубежом (главным образом в России и Казахстане), отправляя домой средства и поддерживая экономику.

Отдельная гордость независимого Кыргызстана - сохранение богатого культурного наследия кочевников. Эпос «Манас», величайшее героическое сказание о прошлом кыргызов, включён ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества и изучается в школах наравне с мировой литературой. С 2014 года по инициативе президента Атамбаева проводятся Всемирные игры кочевников - яркий фестиваль национальных видов спорта и традиций. Первые три игры прошли на берегу Иссык-Куля и собрали участников из более чем 50 стран. В программе - конные состязания, охота с беркутами, борьба, этномузыка и ремёсла. Эти красочные турниры возрождают древние обычаи и привлекают внимание мира к наследию номадов, закрепляя за Кыргызстаном статус хранителя кочевой культуры. Молодёжь все активнее интересуется своими корнями - традиционной юртой, национальной одеждой, искусством игры на комузе. Так, спустя долгий путь через века, Кыргызстан бережно несёт сквозь время свою уникальную историческую идентичность, соединяя прошлое и настоящее.

Изображние Манаса на рисунке Кыргызские мужчина и женщина на фоне юрты

«Киргизия» или «Кыргызстан» - в чём разница названий?

Возникает вопрос: почему в русском языке страну до сих пор часто называют «Киргизия», хотя официальное название - «Кыргызстан»? Дело в исторических традициях и самоназвании народа. Слово «Кыргызстан» образовано от этнонима кыргыз с добавлением тюркского суффикса -стан («страна»), то есть означает «страна кыргызов». После обретения независимости в 1991 году руководство республики стремилось утвердить именно это название в международном обиходе - как отражающее национальную идентичность.

Официально на русском языке новое название было закреплено постановлением Верховного Совета в 1993 году, когда принята конституция Кыргызской Республики. В документах ООН и других организаций страна фигурирует как Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan), с кодом KGZ. Тем не менее, слово «Киргизия» укоренилось ещё со времён Российской империи и Советского Союза - тогда существовала Киргизская АССР, затем Киргизская ССР. В российских энциклопедиях и законах долгое время употреблялось именно это русское название. Поэтому и сейчас многие носители русского языка по привычке говорят «Киргизия», не имея в виду ничего пренебрежительного.

В самой же республике с 1990-х годов название «Кыргызстан» утверждено как единственно верное на государственном уровне. Использование старой формы воспринимается нежелательно. Например, на российских картах и в СМИ по инерции писали «Киргизия», но официальные делегации из Бишкека не раз указывали на необходимость изменить эту практику. Постепенно ситуация выправляется: всё чаще и в русскоязычных изданиях применяется название Кыргызстан. Таким образом, двойственность наименований связана скорее с языковыми нюансами и историей. Кыргызстан - современное и предпочитаемое имя государства, отражающее суверенный статус. А «Киргизия» остаётся в качестве архаизма, отголоска советской эпохи, хотя ещё порой встречается в неофициальной речи. Главное, что за этими названиями стоит одна и та же великая страна с богатыми традициями и устремлённым в будущее народом.

Новости по теме

Дата публикации: 28.06.2025
  • История
  • Кыргызстан
  • Кокандское ханство
  • Киргизская ССР
  • Киргизия

Туры которые могут вам понравиться