Побывать в долине Семи Быков, увидеть Иссык-Куль и расслабиться в термальных источниках
- Продолжительность: 2 дн..
- Цена: от 700$ 620$ за группу
- Размер группы: Малая группа

Боомское ущелье находится на севере Кыргызстана, примерно в 112 км к востоку от Бишкека, и представляет собой единственный транспортный коридор между Чуйской долиной и Иссык-Кульской котловиной. Ущелье располагается в среднем течении реки Чу, которая прорезает горный массив между западным хребтом Кыргызский Ала-Тоо и восточным хребтом Кунгей Ала-Тоо. Длина ущелья составляет около 30 км, и по сути оно представляет собой глубокую тектоническую трещину (разлом) в горной системе Тянь-Шаня. Именно через эту трещину река Чу поворачивает на север, выходя из гор к широкой Чуйской долине и продолжая течение в сторону Казахстана.
Геологически Боом сложен разнообразными породами. Крутые склоны ущелья сложены гранитами, порфирами и конгломератами, обрывающимися над бурной рекой и образующими осыпи. В некоторых местах обнажаются слои вулканических пород - например, на левом борту близ устья реки Сулутерек выявлены базальты мелового-палеогенового возраста. По дну ущелья проходит крупный тектонический разлом (Тогузбулакский разлом), сыгравший роль в формировании этой долины. Современный рельеф ущелья сформирован новейшими горообразовательными движениями и размывом реки Чу, прорезавшей горный массив.
Интересно, что в доисторические времена Боомское ущелье, возможно, служило природным каналом стока для озера Иссык-Куль. Существует гипотеза, что в результате катастрофического прорыва вода из переполненного озера когда-то хлынула через образовавшийся разлом (нынешний Боом) и вызвала потоп в кыргызских степях - уровень озера резко понизился. Древние свидетельства указывают, что река Чу в некоторые периоды получала мощный сток из Иссык-Куля и достигала даже Сырдарьи. Сейчас же озеро не имеет стока, а река Чу проходит через ущелье отдельно от озера, огибая восточную оконечность хребта со стороны долины Кочкор. Верхняя широкая часть Боома сложена относительно пологими формами рельефа, русло реки там образует пойму с древесно-кустарниковой растительностью, тогда как нижняя часть сужается до каньона с отвесными скалами, между которыми Чу петляет в теснине.
Боомское ущелье издавна служило естественным перевалом между северной и восточной частями Кыргызстана. Еще в средние века через него пролегал путь из Чуйской долины к Иссык-Кулю: караванные маршруты Великого Шелкового пути, связывавшие древние города Суяб (Ак-Бешим), Навекат (Красная Речка) и Баласагун (Бурана) с побережьем Иссык-Куля, проходили транзитом именно через узкий коридор Боомского ущелья. Однако дорога через Боом всегда славилась сложностью и опасностями. Название “Боом” в переводе с кыргызского буквально означает «злой дух» - по преданию, ущелье получило такое имя из-за тех трудностей и испытаний, которые ожидали каждого путника в этих местах. Крутые скалы, обвалы и бурная река делали путь почти непроходимым.
В 1850 году русский исследователь Петр Семенов (Тянь-Шанский) стал первым из европейцев, кто отважился пройти Боомское ущелье и на себе ощутил все его опасности. Экспедиции Семенова потребовалось 21 день, чтобы преодолеть примерно 22 км горного каньона. Он описывал Боом как «смертельную ловушку», где тропа местами вовсе исчезала под отвесными утесами и приходилось карабкаться по скалам, а в других местах - брести через бурную реку, рискуя быть смытыми течением. Тем не менее, Семенов-Тянь-Шанский в ходе исследований опроверг бытовавшее тогда заблуждение о гидрологии региона: оказалось, что река Чу не вытекает из Иссык-Куля (как думали ранее), а обходит озеро стороной - истоки Чу находятся в горах Нарына, и река течет вокруг восточной окраины Кыргызского хребта, не смешиваясь с водами озера.
Лишь спустя два десятилетия, в 1871-1873 годах, по следам маршрута Семенова была проложена первая колесная дорога через Боомское ущелье. Строительство этой дороги в царский период стало серьезным инженерным достижением своего времени. Узкая грунтовая дорога повторяла изгибы реки Чу и местами шла по самому ее берегу, местами - серпантином по склонам. Для пересечения реки в 1873 году был возведен деревянный мост в средней части ущелья - так называемый Кок-Мойнокский мост. Со строительством дороги путь через Боом стал значительно доступнее, связав Тянь-Шаньские области Российской империи.
В советское время значение Боомского перевала возросло еще больше. В 1948 году через ущелье была проведена железнодорожная линия от Фрунзе (Бишкек) до Рыбачьего (ныне Балыкчы), ставшая важной частью Туркестано-Сибирской магистрали. Первый поезд прошел по этой 189-километровой ветке в том же 1948 году. Автомобильная трасса Бишкек - Иссык-Куль также совершенствовалась: старую грунтовку заменило шоссе. В советские десятилетия въезд в курортную Иссык-Кульскую область был регламентирован - требовалось иметь путевку (курортный отпускной билет), и на контрольно-пропускном пункте ГАИ перед Боомом нередко выстраивались длинные очереди автомобилей. Боомское ущелье служило своего рода воротами в озерный край, через которые проходил весь туристический и санаторный поток.
После распада СССР проезд стал свободным, и сегодня большинство автомобилей беспрепятственно минуют бывший КПП. В конце 1990-х - 2000-х годов дорога через Боом была капитально реконструирована и расширена. К началу XXI века трасса превратилась в современную автомагистраль и ныне считается одной из лучших дорог в Кыргызстане. Интересный исторический факт: первая же попытка проехать по новопостроенному шоссе Бишкек-Балыкчы на автомобиле (в середине XX века) окончилась курьезом - машина заглохла от нехватки бензина прямо в ущелье. Говорят, именно после этого случая возле моста через Чу решили открыть автозаправку, чтобы впредь путешественники не застревали на полпути. Сегодня Боомское ущелье продолжает оставаться стратегически важным перевалом, ежедневно пропуская через себя тысячи пассажиров и тонны грузов, связывая северную (Чуйскую) и восточную (Иссык-Кульскую) области страны.
Через ущелье проходит важнейшая дорога национального значения - трасса A365, соединяющая Бишкек с городом Балыкчы на западе Иссык-Куля. Эта автотрасса обеспечивает сообщение между всеми северными регионами и популярными курортами на Иссык-Куле, являясь, по сути, единственным удобным путем в озерную котловину с запада. Дорога имеет асфальтовое покрытие, множество укрепленных отбойниками участков и сравнительно пологий подъем, достигающий перевала Кок-Мойнок на выходе из ущелья. После реконструкций 2000-х годов трасса отличается высоким качеством и пропускной способностью. В узких местах, где ранее дорога петляла вдоль обрывов, проложены новые участки с выносом на более безопасные террасы. Средняя часть ущелья находится на границе Чуйской и Иссык-Кульской областей, которую обозначает знаменитый «Красный мост» через реку Чу. Изначально на его месте в XIX веке был деревянный мост, но современный металлический получил свое название из-за окраски пролетов и служит условной административной границей двух областей.
Вдоль автотрассы в верхней (западной) части Боома расположены несколько придорожных сел и туристических точек остановки. Здесь можно увидеть кафе, чайханы и небольшие рынки, ориентированные на путешественников. В районе Красного моста существует ответвление - поворот на грунтовую дорогу в боковое ущелье Конорчок. Эта дорога ведет к знаменитым эоловым каньонам Конорчока (примерно в 20 км от трассы) и далее через перевал Кок-Мойнок II может выйти в долину реки Кочкор. Таким образом, Боомское ущелье выполняет роль узла дорог: основная магистраль идет на Иссык-Куль, а боковые ветви соединяют ее с Нарынской областью (через перевал на Кочкор) и с туристическими достопримечательностями окрестностей (каньоны, водохранилище).
Помимо автодороги, через ущелье пролегает железнодорожная линия Бишкек - Балыкчы, проходящая по противоположному берегу реки Чу. Железная дорога поднята на склонах и местами проходит над автомобильной трассой. Она была построена в середине XX века и изначально служила для перевозки промышленных грузов к Иссык-Кулю. В настоящее время движение поездов по этой ветке ограничено: периодически ходят грузовые составы и сезонные пассажирские поезда к озеру. Тем не менее, наличие параллельной ж/д линии подчеркивает важность Боомского коридора в транспортной системе страны. Практически ни одно другое ущелье Кыргызстана не совмещает в себе сразу две магистрали - автомобильную и железную - что делает Боом уникальным в инфраструктурном плане.
С учетом интенсивного движения, в ущелье приняты меры для защиты дороги от природных угроз. В наиболее опасных местах вдоль трассы возведены специальные бетонные обвальные стены и габионные укрепления, призванные предохранять шоссе от камнепадов и оползней. Также установлены галереи и сетчатые заграждения на склонах. Однако стихия порой берет верх: во время сильных ливней возможны селевые сходы, временно перекрывающие дорогу, а осыпающиеся скалы периодически требуют расчистки проезжей части. Несмотря на эти трудности, трасса через Боом остается жизненно важной артерией. Особенно возрастает нагрузка в летний сезон - тысячи автомобилей с отдыхающими направляются к Иссык-Кулю, образуя плотный поток в обе стороны. Боомское ущелье в такие дни действительно напоминает «ворота», через которые весь трафик проливается в курортный регион. Важную роль ущелья как транспортного коридора признают и власти: его содержание и модернизация являются приоритетом, ведь альтернативный объезд гор отсутствует или намного длиннее по расстоянию. Любые работы по ремонту дороги или моста в Бооме планируются тщательно, чтобы не прерывать сообщение между областями.
Боомское ущелье обросло множеством легенд и народных поверий, отражающих его грозный характер. Сам топоним «Боом» переводится как «злой дух» или «привидение». По одной из версий, у древних кочевников существовало поверье, что в узкой теснине ущелья обитает злой дух, обрушивающий беды на путников. Отсюда и название - люди старались задобрить духа или объехать опасное место стороной. Однако чаще название связывают просто с тяжестью преодоления этого перевала, когда многим казалось, будто сама нечистая сила противится их проходу.
Неудивительно, что с Боомом связаны и мистические рассказы. В наши дни среди водителей популярна байка о «Девушке в красном платье» - призраке, который якобы является тем, кто один ночью едет через ущелье. По поверью, если мужчина в одиночестве пересекает Боом, на переднем сиденье его машины вдруг появляется незнакомка в красном, после встречи с которой неминуемо случается несчастье. Рассказывают, что когда-то давно женатый мужчина привез в эти места свою любовницу и убил ее возле села Кыз-Күйөө в Боомском ущелье; с тех пор дух убитой девушки бродит по дороге, мстя неверным и одиноким путникам. Некоторые утверждают, что видели на ночной трассе женский силуэт, однако подтверждений этому нет - ни могилы той девушки, ни других доказательств легенды не найдено. Тем не менее, история про «незнакомку в красном» прочно вошла в фольклор водителей как современное предание Боома.
Еще одна известная легенда связана с урочищем и небольшим селением Кыз-Күйөө («Жених и Невеста»), расположенным в Боомском ущелье. Согласно преданию, в давние времена красавица-дочь богатого байке из Тонского края Иссык-Куля полюбила бедного пастуха, работавшего на ее отца. Не желая мириться с насильственной разлукой (байке решил выдать дочь за другого), влюбленные решили бежать. Юноша увез девушку на конях в сторону Чуйской долины, но разгневанный байке отправил погоню. Настигли беглецов как раз среди скал Боомского ущелья - чтобы спрятаться, парень и девушка разъехались: один свернул к правому берегу, другая - к левому. Но слуги байке их выследили. По приказу жестокого отца обоих любовников убили на месте, на глазах друг у друга. Там, где пролилась невинная кровь, из земли пробились два родника, а это место люди стали называть Кыз-Күйөө в память о трагической любви.
Боомское ущелье славится не только как транспортная артерия, но и как интересный объект экотуризма и приключенческого отдыха. Благодаря суровой и величественной красоте ландшафтов Боом часто называют «визитной карточкой» пути на Иссык-Куль и «воротами» озерной долины. Практически каждый путешественник на пути к Иссык-Кулю проезжает через это ущелье и имеет возможность полюбоваться его пейзажами. Многие делают остановки - благо вдоль дороги оборудованы смотровые площадки и стоянки возле кафе. Вдоль трассы установлены любопытные памятные скульптуры: фигуры снежного барса, беркута (орла) и оленя встречают гостей и напоминают о дикой природе Тянь-Шаня. Эти символические статуи стали популярным местом для фотографий у туристов, въезжающих в ущелье.
Боом привлекает и любителей активного отдыха. Рафтинг по реке Чу в пределах ущелья считается одним из лучших в Кыргызстане. Бурное течение и череда порогов средней категории сложности делают сплав захватывающим, но относительно безопасным для организованных групп. Ежегодно в сезон сплава (май-июнь, когда река полноводна) сотни экстремалов проходят Боомский участок Чу на надувных рафтах и каяках. Кроме того, в ущелье есть возможности для пешего туризма и треккинга. В стороне от основной трассы лежат живописные Каньоны Конорчок - лабиринт из красных скальных «замков» и столбов, образованных ветром и водой в осадочных породах. Пешеходная экскурсия в эти каньоны пользуется популярностью у любителей геологических чудес. Маршрут несложный: примерно 5-6 км вдоль русла высохшего ручья приводят к фантастическим скальным ансамблям, напоминающим руины древних городов. Однодневный поход в Конорчок позволяет глубже прочувствовать дикий дух Боомских гор, уйдя от шумной трассы в безмолвные ущелья.
Для желающих остановиться с ночевкой есть варианты кемпинга. В нескольких местах вдоль Чу оборудованы палаточные лагеря и глэмпинги, где можно разбить шатер на фоне гор. Там же летом ставят юрты, предлагая ночлег и национальную кухню. Вечером, сидя у костра, туристы могут слушать шум реки, доносящийся из глубины Боома, и наблюдать невероятно звездное небо над узкими стенами каньона. Всё это делает ущелье привлекательным для экотуристов.
Несмотря на некоторую обжитость, Боом сохраняет атмосферу первозданности. Опытные гиды советуют путешественникам остановиться на Красном мосту и спуститься к самой реке Чу - именно у воды лучше всего ощущается масштаб и мощь ущелья. Огромные валуны, отполированные течением, стремительные потоки между отвесных скал и эхо, многократно отражающееся от каменных стен, - всё это производит сильное впечатление. Таким образом, Боомское ущелье интересно не только проездом, но и как самостоятельная локация для путешествия: здесь сходятся история, природа и современная дорога, давая уникальный опыт каждому, кто решит остановиться и оглянуться по сторонам.
Боомское ущелье лежит в переходной зоне между горным и степным климатом, что обуславливает разнообразие его экосистем. В верхней, более широкой части ущелья река Чу образует пойму, где достаточное увлажнение позволяет расти густым зарослям. Встречаются рощицы тополей и кустарники шиповника, боярышника. По склонам выше тянутся заросли можжевельника (арча), характерного для среднегорий Тянь-Шаня. Благодаря реке эта часть ущелья выглядит довольно зеленой оазисом на фоне выжженных окрестных холмов. Напротив, нижняя часть Боома - узкий каньон - гораздо более сухая и скалистая. Там растительность скудна: из расщелин пробиваются одиночные кустики и травы, преобладают голые камни красновато-бурого оттенка. Тем не менее, даже в этих суровых условиях природа весьма жива: по долине растут куртины полыни и мелькают стайки юрких горных птиц.
Животный мир ущелья типичен для Северного Тянь-Шаня, хотя из-за близости дороги крупных зверей здесь осталось мало. В советские годы окрестности Боома входили в ареал снежного барса (ирбиса) - недаром именно фигурой барса обозначен въезд в ущелье. Сейчас ирбисов можно встретить лишь высоко в горах Кунгей Ала-Тоо, подальше от человека. Из хищников иногда заходят на территорию ущелья рыси и волки, по ночам перекликаясь на склонах. В скальных нишах гнездятся беркуты - этих величавых птиц также увековечили в виде скульптур на дороге. Встречаются горные козлы и сибирские козероги, обитающие на крутых утесах, а по пойме могут прогуливаться косули. Реку Чу населяет рыба, в основном маринки и османы, однако интенсивный сплав и нерегулируемый лов сказываются на их численности. В целом экосистема ущелья уязвима: близость трассы, шум и мусор от бесконечного потока транспорта оказывают давление на природу.
Побывать в долине Семи Быков, увидеть Иссык-Куль и расслабиться в термальных источниках
Ощутите всю красоту природы Кыргызстана за рулём комфортного и дерзкого турэндуро BMW F650GS. Эти впечатления стоят любых денег и никогда не забудутся.
Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
Этот маршрут сочетает живописные горные каньоны Кок-Мойнок, озеро Иссык-Куль, вкус национальной кухни и поездку по одной из самых красивых дорог страны – Боомскому ущелью.
За два дня мы поднимимся на вершины 3500 метров, посидим у костра в самом сердце хребата Тянь-Шань у озера Сон-Куль и отлично проведем время
Посетить две жемчужины Кыргызстана за 1 день на автомобильной экскурсии