Чынгыз Айтматов: Биография, Книги и Наследие | Великий сын Кыргызстана

Полная биография Чынгыза Айтматова. История создания книг «Джамиля», «Плаха» и «И дольше века длится день». Где находится музей писателя и мемориал Ата-Бейит. Вклад в мировую литературу.

18 минут чтения
Поделиться:TelegramVKWhatsAppOK
Чынгыз Айтматов: Биография, Книги и Наследие | Великий сын Кыргызстана

Краткая справка: Чынгыз Айтматов

Даты жизни: 12.12.1928 - 10.06.2008
Место рождения: с. Шекер, Таласская область
Главные книги: «Джамиля», «Белый пароход», «Плаха», «И дольше века длится день»
Наследие: Книги переведены на 176 языков
Деятельность: Писатель, Дипломат (посол в Бенилюксе)

Чынгыз Айтматов - выдающийся кыргизский и русский писатель. Известие о его кончине в июне 2008 года многие восприняли так, словно «пала гора» - настолько монументальной фигурой в литературе был Айтматов. Его путь - от сына репрессированного сельского активиста до классика мировой литературы - стал символом культурного единства народов СССР и постсоветского пространства. Айтматов писал на двух родных языках, киргизском и русском, а общий тираж его книг превысил 80 миллионов экземпляров, с переводами более чем на 176 языков. В своих произведениях он поднял уникальные по глубине философские и нравственные проблемы, благодаря чему уже при жизни был признан классиком и неоднонократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

Ранние годы и образование

Чынгыз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в киргизском кишлаке Шекер (Таласская область). Его отец Торекул Айтматов был видным партийным деятелем Киргизской АССР (заместитель председателя Совнаркома, нарком земледелия), в 1937 году репрессирован и расстрелян как «враг народа». Мать, Нагима Абдувалиева, активистка женского движения, также пострадала - её объявили женой врага народа. Великая Отечественная война застала Чынгыза подростком: окончив 8 классов, в годы войны он работал секретарём сельсовета, бухгалтером тракторной бригады, помогая тылу. В 1948 году Айтматов с отличием окончил Джамбульский зоотехникум, а затем сельскохозяйственный институт во Фрунзе (ныне Бишкек). Несколько лет он трудился зоотехником в научно-исследовательском институте животноводства, однако любовь к литературе взяла верх. В 1956 году Айтматов поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького в Москве и по их окончании в 1958-м окончательно выбрал путь писателя.

Литературный дебют Айтматова состоялся ещё студентом: в 1952 году он впервые опубликовал рассказ - «Газетчик Дзюйдо», написанный на русском языке. В дальнейшем молодой автор писал и по-киргизски, и по-русски; первые его рассказы на киргизском переводились и появлялись в центральных литературных журналах. Так, в 1958 году журнал «Октябрь» напечатал рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского), а позднее рассказы Айтматова вышли в журнале «Новый мир». С 1959 по 1965 год он возглавлял журнал «Литературный Кыргызстан», одновременно являясь собкором газеты «Правда» по Киргизии.

Интересный факт: Первая профессия зоотехника сильно повлияла на творчество писателя. Айтматов лучше многих понимал поведение и психологию животных, поэтому образы коня Гульсары, верблюда Каранара или волчицы Акбары у него выписаны с такой же глубиной и характером, как и образы людей.

Литературный путь и основные произведения

Мировую известность Айтматову принесла повесть «Джамиля» (1958) - проникновенная история любви на фоне военного тыла. Французский поэт Луи Арагон, опубликовавший перевод «Джамили» во Франции, назвал её «самой красивой историей любви на земле», и именно Арагон во многом «открыл» молодому киргизскому автору дорогу в большую литературу. За коротким романом «Джамиля» последовала череда ярких повестей, быстро закрепивших за Айтматовым репутацию самобытного и глубокого прозаика. Уже первые книги, написанные им в 1960-е, принесли признание: так, сборник «Повести гор и степей» (1963), включающий повести «Верблюжий глаз», «Первый учитель» и «Материнское поле», был удостоен Ленинской премии.

Главные книги Айтматова:

  • «Прощай, Гульсары!» (1967) - драматичная повесть о старом пастухе и его верном коне, отражающая трагедию “маленького человека” на фоне социальных перемен. За эту книгу Айтматов получил Государственную премию СССР.
  • «Белый пароход» (1970) - лирическая повесть от лица мальчика-сироты, в которой реальность переплетается с народными легендами; одна из самых трогательных историй о детстве в советской прозе.
  • «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977) - притчевая история на берегу Охотского моря о столкновении традиций и современности.
  • «И дольше века длится день» (1980) - первый большой роман Айтматова (известен также под названием «Буранный полустанок»), поднявший острые философско-нравственные вопросы; в нём появилась знаменитая легенда о манкурте.
  • «Плаха» (1986) - один из самых смелых романов поздней советской литературы, обличающий духовный кризис общества на примере судеб охотника, наркокурьера и даже сакральных волков.
  • «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006) - последний роман писателя, в котором он уже в постсоветское время продолжил размышлять о судьбах родной земли и народа на пороге новых глобальных вызовов.

Айтматов зарекомендовал себя как мастер психологического портрета и притчевой образности. Его герои - духовно сильные, неравнодушные люди, стремящиеся к справедливости. Проза Айтматова отличается искренним лиризмом и поэтичностью, соединёнными с психологической достоверностью образов простых людей. Критики отмечали, что никто так глубоко и широко не раскрыл жизнь Средней Азии, как Айтматов. Его книги, одновременно издававшиеся на русском и киргизском языках, читали по всему Советскому Союзу - повестями «Прощай, Гульсары!», «Тополёк мой в красной косынке», «Джамиля» и другими зачитывались буквально все, и пронзительная лиричность этой прозы объединяла самых разных читателей. Не случайно Фазиль Искандер называл Айтматова великим писателем-гуманистом, чья литература была беспощадна к любому социальному злу.

Посетить Дом-музей Айтматова

В 20 км от Бишкека, в селе Чон-Арык, находится дом, где жил и работал писатель. Здесь сохранилась его библиотека, рукописи и личные вещи.

Мы организуем экскурсии в музей и мемориальный комплекс Ата-Бейит, где похоронен Айтматов.

Заказать экскурсию

Философские темы и образы

В творчестве Айтматова художественный образ нередко служит инструментом философского анализа ключевых проблем человеческого существования. Одним из центральных мотивов стала у него коллизия между традиционным укладом и обезличенным миром технократии. Писатель задавался вопросом: сможет ли человечество, вступая в эпоху стремительного научно-технического прогресса, сохранить духовные ориентиры и саму суть человеческой природы? Многие произведения Айтматова - это диалог о смысле жизни, свободе, нравственности и судьбе цивилизации, который автор ведёт через судьбы своих героев и столкновение их ценностей.

Особое место в наследии Айтматова занимает образ манкурта. В романе «И дольше века длится день» он ввёл древнюю легенду о человеке, превращённом в бездушного раба путем лишения памяти. По сюжету враги натягивали на голову пленника сыромятную верблюжью кожу, которая, высыхая на солнце, сжимала череп и стирала память о прошлом. Такой «манкурт» забывал родных, своё имя и превращался в покорное орудие чужой воли. Этот образ сразу вышел за рамки романа: слово «манкурт» стало нарицательным для обозначения людей, оторванных от своих корней и потерявших связь с исторической памятью. Айтматов использовал эту метафору как предупреждение о духовной деградации: утрата памяти и культуры грозит превращением целых народов в безвольных заложников навязанных ценностей.

Характерно, что наряду с мрачной аллегорией манкуртизма, в том же романе Айтматов предложил и утопический контраст - легенду о народе «лесных братьев», высокоразвитой цивилизации, где царят гармония, коллективная ответственность и уважение к природе. Противопоставляя путь духовного падения пути духовного пробуждения, писатель ставит перед читателем вопрос: способен ли человек преодолеть эгоизм, слепое подчинение и жестокость ради лучшего будущего, или же человечество обречено повторять ошибки и двигаться к самоуничтожению? Эта глобальная морально-философская проблематика поднимает прозу Айтматова над локальным колоритом, делая её понятной и близкой читателям всего мира.

Цитата мастера: «Родину невозможно унести, можно унести только тоску… если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош» из романа «Плаха».

Общественная и политическая деятельность

Помимо писательского труда, Чынгыз Айтматов активно участвовал в общественной жизни. С 1966 года он на протяжении пяти созывов избирался депутатом Верховного Совета СССР, а в 1989 году стал Народным депутатом СССР от Киргизии. Многие годы Айтматов возглавлял творческие союзы: в 1970-е и 80-е был секретарём правления Союза писателей СССР и одновременно первым секретарём Союза писателей Киргизии. В 1986 году, во время перестройки, Айтматов инициировал проведение знаменитого Иссык-Кульского форума - первой неформальной встречи выдающихся мыслителей Востока и Запада для диалога в разгар «холодной войны». Этот форум стал прообразом площадок для обсуждения глобальных проблем человечества.

После 1990 года Чынгыз Айтматов проявил себя и на дипломатическом поприще. Ему был присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, и с 1990 по 1994 год он возглавлял посольство СССР (затем России) в странах Бенилюкса - в Брюсселе, с аккредитацией в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Затем, с 1994 и до конца жизни (март 2008 года) Айтматов был послом независимой Кыргызской Республики в тех же странах Бенилюкса, а также представителем Киргизии при НАТО и ЮНЕСКО. Таким образом, Айтматов уникальным образом служил дипломатическим интересам сразу трёх государств - Советского Союза, России и Кыргызстана - являясь своего рода «послом культуры» на международной арене. Его деятельность на посту посла способствовала развитию культурных и экономических связей, и он неизменно привлекал внимание к богатому наследию своего народа.

Масштаб личности: Уникальный случай в истории дипломатии - Айтматов представлял интересы страны, которая еще вчера была частью империи, но при этом пользовался таким уважением на Западе, что остался послом и после распада СССР. Его называли «самым читающим послом и самым дипломатичным писателем».

Влияние и наследие

Чынгыз Айтматов вошёл в историю как один из самых читаемых авторов позднего СССР и современной Евразии. Его книги издавались суммарным тиражом десятки миллионов экземпляров и распространились по всему миру. По данным РИА Новости, произведения Айтматова переведены более чем на 176 языков и изданы в 128 странах - беспрецедентный успех для писателя из Киргизии. Уже при жизни его называли классиком мировой литературы; например, Айтматов получил почётные звания Народного писателя Киргизской ССР (1968) и Героя Социалистического Труда (1978), стал академиком и удостоен высшего звания Героя Кыргызской Республики (1997). Он - лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР, кавалер множества орденов.

Экранизации произведений Айтматова сыграли большую роль в популяризации его наследия. По его книгам снято более 20 фильмов: первые же повести привлекли внимание выдающихся режиссёров. В 1961 году вышел фильм «Перевал» по мотивам раннего рассказа, в 1963-м Лариса Шепитько сняла дебютную картину «Зной» по повести «Верблюжий глаз», а в 1965 году Андрей Кончаловский экранизировал повесть «Первый учитель». В последующие годы экранизированы «Джамиля», «Материнское поле», «Белый пароход», «Ранние журавли» и другие произведения - эти фильмы прославили не только самого Айтматова, но и киргизскую культуру в целом. Многие фразы из его книг стали крылатыми, а образы - частью массового сознания (например, термин «манкурт» прочно вошёл в политологический и бытовой лексикон). Неудивительно, что имя Айтматова носит ряд школ, библиотек и даже звезд в созвездии Персея (малую планету № 2108 назвали «Айтматов» в 2008 году в его честь).

Чынгыз Айтматов скончался 10 июня 2008 года в возрасте 79 лет, на лечении в Нюрнберге (Германия). Его похоронили на мемориальном кладбище «Ата-Бейит» близ Бишкека - там же покоится прах его репрессированного отца, перезахороненного спустя десятилетия. Личность и творчество Айтматова продолжают оставаться предметом гордости для Кыргызстана и достоянием мировой культуры. Он сумел своим талантом соединить Восток и Запад, показав всему миру красоту кочевой души и универсальность человеческих ценностей. Его книги - будь то трогательная история любви Джамили или эпическая притча о судьбе цивилизации в «Буранном полустанке» - по-прежнему читаются новыми поколениями. Как писал сам Чынгыз Айтматов, «человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его». Значит, память о великом писателе будет жить, пока открывают его книги и помнят его героев.

Родина Айтматова

Село Шекер в Таласской области место, где родился писатель и где происходят события многих его книг. Там до сих пор живет дух его произведений.

Мы можем организовать индивидуальную поездку в Талас с посещением музея Айтматова и Мавзолея Манаса.

Узнать о Таласе

Частые вопросы по теме

  • #чынгыз айтматов биография
  • #книги айтматова
  • #джамиля
  • #плаха
  • #белый пароход
  • #манкурт легенда
  • #ата бейит мемориал
  • #дом музей айтматова
  • #иссык кульский форум