AsiaMixTravel

Каракол: история прекрасного города

Каракол: история прекрасного города

Древнейшие времена и ранние поселения

Археологические находки свидетельствуют, что территория вокруг современного Каракола была заселена с глубокой древности. В Прииссыккульской котловине обнаружены предметы бронзового века - например, металлические орудия труда, доказывающие присутствие скотоводов уже за тысячу лет до нашей эры. На северном побережье Иссык-Куля, неподалёку от Каракола, сохранилась галерея древних наскальных рисунков (петроглифов), созданных в период андроновской культуры (II тыс. до н. э.), позже дополненных в «зверином стиле» художниками сакских племён (VIII-III вв. до н. э.) и завершённых ранними тюрками (VI-IX вв.). Помимо петроглифов, в окрестностях встречаются курганы саков диаметром до 100 метров, а также фрагменты керамики и другие бытовые артефакты древних эпох. Эти находки - от примитивных каменных орудий до царских курганов - указывают, что берега Иссык-Куля с давних времён служили убежищем для людей разных культур и эпох.

В средневековье регион Иссык-Куля входил в сферы влияния центральноазиатских государств. В VI-VII веках здесь кочевали и селились тюркоязычные племена Западно-Тюркского каганата. Позднее в долине возникали города на караванных путях Великого шелкового пути - известны, например, средневековые поселения Барскаун и Тон на южном берегу озера. Сохранились предания, что в окрестностях Каракола могли существовать христианские монастыри и буддийские храмы: легенды связывают берег Иссык-Куля с монастырём, где якобы покоятся мощи апостола Матфея. Однако достоверных письменных свидетельств о постоянном городе на месте Каракола вплоть до XIX века нет. К середине XIX столетия эта территория служила сезонными кочевьями кыргызских племён - зимой они спускались к относительно мягкому климату побережья Иссык-Куля, а летом уходили на высокогорные пастбища Тянь-Шаня.

Основание города в XIX веке и развитие в Российской империи

Современная городская история Каракола начинается в период российской экспансии в Центральной Азии. В 1850-х годах восточное Приыссыккулье добровольно вошло под покровительство Российской империи, стремясь защититься от набегов Кокандского ханства и давления Цинского Китая. Ранее, в 1830-х, кокандцы успели построить здесь небольшое укрепление, названное Караколом по имени местной реки, однако оно просуществовало недолго: уже в 1843 году местные кыргызы подняли восстание и изгнали кокандских гарнизонов. Когда в 1857 году знаменитый исследователь Пётр Семёнов-Тян-Шанский посетил эти места, он не обнаружил никаких поселений или следов прежних крепостей - долина реки Каракол ожидала нового этапа освоения.

1 июля 1869 года считается официальным днём рождения города Каракол. В этот день русский штабс-капитан, барон Александр Каульбарс заложил здесь военный пост и намеченные кварталы будущего города. Место выбрали не случайно: у подножия хребта Терскей-Ала-Тоо, в устье реки Каракол (с тюркско-монгольского - «каракол» вероятно означает «чёрная река»), в 12-13 км от побережья Иссык-Куля пролегал караванный путь из Чуйской долины в Кашгар (Западный Китай). Новый Каракол планировался как опорный пункт и торгово-административный центр всего Приыссыккулья. Город сразу получил чёткую прямоугольную планировку улиц и статус «города-сада»: каждому поселенцу предписывалось разбить сад и аллею перед домом, благодаря чему Каракол быстро утопал в зелени. Первые постройки возводили из самана (сырцового кирпича), но после разрушительного землетрясения 1887 года город отстраивали уже преимущественно в дереве - появились добротные срубы с резными крылечками и ажурными наличниками, придавшие Караколу облик провинциального русского городка.

Поселение росло на глазах. К 1872 году в Караколе насчитывалось уже 132 двора. Город изначально был многонациональным: по данным 1872 года, из ~150 жителей основную часть составляли татары и сарты (оседлые узбеки) - выходцы из Ташкента и других городов Туркестана, русских поселенцев было лишь около 20 человек (не считая военного гарнизона). В 1877 году население Каракола пополнили несколько тысяч дунган - китайских мусульман, бежавших от восстания и войны в Западном Китае. Дунганские семьи обосновались в городе, обогатив его этнокультурный состав и привнеся элементы китайской архитектуры и кухни (одно из известных ныне блюд - холодный суп ашлянфу - пришло именно от дунган). С конца 1880-х годов начали приезжать славянские переселенцы - крестьяне с Украины, Поволжья и центральных губерний России. Благодаря этому численность жителей возросла с 8 тысяч в 1897 году до более 15 тысяч к 1913 году. На рубеже веков примерно треть населения города составляли русские, около 16% - кыргызы, остальные - представители других народов (татары, уйгуры, дунгане и др.).

Входя в состав Семиреченской области Российской империи, Каракол к началу XX века стал заметным центром торговли, ремёсел и просвещения в крае. На долю торговли приходилось более трети бюджета города (34% в 1894 г.) - в местных рядах велась оживлённая меновая торговля: из Ферганы и Ташкента ввозили ткани, сахар, сухофрукты, а вывозили из Каракола шерсть, кожи, скот, мёд и зерно. Одновременно возникали небольшие промышленные предприятия: к 1914 году в городе и окрестностях работало около 60 мелких заводов и мастерских (пивоваренный, кожевенный, мыловаренный, свечной, лесопильни, шерстомойки и др.). Каракол также прослыл «городом первых» на территории современного Кыргызстана. Здесь открылись: первая метеорологическая станция (основана в 1887 г. исследователем Я. И. Корольковым), первая публичная библиотека (открыта в 1907 г. краеведом Н. М. Барсовым), первый конезавод (1912 г., организован штабс-капитаном В. А. Пьяновским), а в 1911 году - первая в крае женская прогимназия (средняя школа для девочек). Примечательно, что в стенах Каракольской женской гимназии училась Нагима Абдувалиева - мать будущего писателя Чингиза Айтматова. Неудивительно, что образованный и благоустроенный Каракол притягивал путешественников и учёных: из города отправлялись экспедиции в сердце Центральной Азии, в том числе под руководством знаменитых исследователей (П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. Пржевальский и др.).

Важной вехой для города стала экспедиция Николая Михайловича Пржевальского - выдающегося русского географа и путешественника. В 1888 году Пржевальский скончался неподалёку от Каракола на берегу Иссык-Куля во время подготовки к очередному путешествию. По завещанию его похоронили на берегу озера, а император Александр III повелел увековечить память исследователя. В 1889 году Каракол был переименован в Пржевальск - это название город носил до 1922 года. Таким образом, к концу XIX века Каракол (Пржевальск) представлял собой процветающий уездный городок Семиречья: с прямыми зелёными улицами, базарами и караван-сараями, активной мультикультурной общиной и репутацией одного из наиболее развитых центров в кочевом крае.

Архивное фото в городе Каракол в 1930-х годах

Каракол в советское время: экономика, культура и преобразования

В советский период город пережил новый виток перемен, вновь изменив название и облик. В 1922 году, после установления советской власти, Пржевальску вернули историческое имя Каракол. Однако уже в 1939 году, к столетию со дня рождения Н. М. Пржевальского, город опять переименовали в Пржевальск - это название сохранялось вплоть до распада СССР. С 1930-х по 1980-е годы Пржевальск развивался как важный региональный центр сельского хозяйства и индустрии. Вокруг города создана сеть колхозов и совхозов, специализировавшихся на животноводстве, садоводстве и выращивании технических культур. В черте самого города выросли промышленные предприятия общесоюзного значения. Машиностроение и электротехника: на заводах выпускали трансформаторы, низковольтную аппаратуру и даже бытовые электроплиты.

Лёгкая промышленность: работали швейная фабрика и обувная фабрика, производившая традиционную кыргызскую обувь.

Пищевая промышленность: действовали крупный мясокомбинат, хлебозавод и пивоваренный завод.

Благодаря развитию инфраструктуры (прокладке дорог, линий электропередач) и открытию учебных заведений росло население города и повышался общий культурный уровень его жизни. По переписи 1939 года в Пржевальске проживало уже свыше 21 тысячи человек, а к концу 1980-х - свыше 60 тысяч.

Одной из уникальных страниц советской эпохи стала организация на Иссык-Куле военных объектов союзного значения. Так, недалеко от Пржевальска, у села Покровка (ныне Кой-Сары), обосновалась 954-я испытательная база ВМФ СССР – полигон для тестирования торпедного и минного вооружения в уникальных условиях высокогорного озера. Секретная военно-морская база существовала здесь с 1940-х годов, оставаясь малозаметным, но важным элементом советской инфраструктуры в Киргизии.

Что касается городской жизни, советские преобразования отразились на облике Каракола (Пржевальска). В годы антирелигиозной кампании многие храмы были закрыты или переоборудованы: древнюю православную церковь превратили в спортзал, большинство мечетей закрыли. Город вырос территориально - появились новые жилые кварталы с типовыми многоквартирными домами, проложены широкие проспекты. К 1970-80-м годам Пржевальск имел все атрибуты областного центра: драматический театр, дворцы культуры, библиотеки, кинотеатры, парки и стадион. Экономика постепенно смещалась к многоотраслевой: помимо заводов работали научно-исследовательские учреждения (например, сельскохозяйственная опытная станция и научный центр АПК Иссык-Кульской области в 1980-е), медицинские учреждения (областная больница открыта в 1968 г. на 425 коек) и учебные институты для подготовки кадров. Конец 1980-х ознаменовался застоем и началом упадка промышленности - перед распадом Союза часть заводов уже испытывала трудности, и горожане всё чаще переходили к мелкому предпринимательству, торговле и частному хозяйству. Тем не менее, советский период оставил Караколу богатое наследие - от индустриальных объектов до культурных традиций, которые перешли в новую эпоху независимости.

Православная церковь в городе Каракол переделанная под спортзал Дом быта в городе Каракол построенный в 1960х годах

Религиозное наследие и этническое многообразие

Богатая история Каракола отразилась в его религиозной архитектуре. Город славится уникальными культовыми постройками разных конфессий, сосуществующими на одной территории. Одна из жемчужин - Дунганская мечеть, построенная в 1907-1910 годах китайскими мусульманами (дунганами), переселившимися сюда после 1877 года. Эта мечеть поражает своим видом: здание полностью деревянное, возведено без единого гвоздя в традициях китайского храмового зодчества. Крыша, многослойные карнизы и резные колонны (их 42 опоры) оформлены как в буддийской пагоде, окрашены в символические цвета - красный, жёлтый, зелёный - которые по верованиям дунган отгоняют злых духов и приносят удачу. Орнаментальные узоры на балках изображают виноград, гранаты, груши и персики, символизируя изобилие. Интересно, что внешне мечеть больше похожа на китайский храм, что подчёркивает синтез культур в истории дунганской общины. В советские годы, с 1929 по 1947, здание мечети было отобрано у верующих и использовалось как склад. Благодаря тому, что мечеть объявили памятником архитектуры, её не уничтожили (в отличие от восьми других мечетей Каракола, снесённых при СССР). С 1947 года храм вновь действует по назначению, ныне остаётся важнейшим центром духовной жизни мусульманской общины города.

Другим символом Каракола является Свято-Троицкий православный собор - старинная деревянная церковь с ярко-зелёными куполами. Первый православный храм был основан здесь ещё в 1869 году для нужд русского гарнизона - первоначально это была небольшая часовня, затем церковь из кирпича. Однако разрушительное землетрясение 1889 года уничтожило тот храм, после чего община решила строить новый - уже из дерева. Возведение деревянного собора на каменном фундаменте началось в 1889-м и длилось 6 лет; в 1895 году церковь была освящена. На тот момент крест на главном куполе возвышался на 26 метров и здание доминировало над невысокой застройкой города. Собор славился искусно выполненным убранством и иконостасом - считалось, что по красоте отделки он был одним из лучших во всём Туркестанском крае. После Октябрьской революции храм постигла тяжкая участь: его закрыли, священника репрессировали, а само здание в разные годы использовали как склад, клуб, спортзал и даже общежитие. К началу 1960-х от оригинального облика оставалось не более 50% - были утрачены пять луковичных главок, повреждён интерьер. Лишь в конце 1980-х, с признанием исторической ценности здания, начались работы по реставрации. В 1991 году, после получения независимости, собор официально вернули Русской православной церкви. К 1997 году были восстановлены купола, и сегодня Свято-Троицкий собор вновь действует, являясь не только памятником архитектуры, но и важным духовным центром православных верующих Иссык-Кульской области.

Помимо дунганской и русской общин, в Караколе издавна проживали другие этно-конфессиональные группы. Ещё в 1850-е здесь появилась татарская мусульманская община. Татарская мечеть - первая мечеть Каракола - была открыта в середине XIX века: уже в 1850-х годах в военном поселении действовал молитвенный дом для татар и среднеазиатских купцов. В 1878 году на средства татарского купечества (во главе с казанским муллой Мухтором Башировым) построили новую просторную мечеть традиционного волжско-татарского стиля - с двумя минаретами высотой 20 и 31 метр. При мечети было открыто медресе, где обучались не только дети татар, но и представители других мусульманских народов региона. В советские десятилетия татарская мечеть, потеряв минареты, пришла в запустение, но в 1990-е её вернули верующим, отремонтировали и вновь открыли для прихожан. Таким образом, на улицах современного Каракола можно увидеть рядом православный собор, несколько мечетей (суннитских и шиитских), а также маленькие молельные дома других конфессий. Эта палитра храмов отражает многонациональный характер города, где веками уживались кыргызы-мусульмане, русские и украинцы-христиане, татары, уйгуры, дунгане и другие народы.

Свято-Троицкая православная церковь в городе Каракол Дунганская мечеть в городе Каракол

Архитектурные памятники, музеи и природные достопримечательности

Каракол по праву называют городом архитектурных памятников. Прогуливаясь по его старым кварталам, можно увидеть десятки хорошо сохранившихся зданий конца XIX - начала XX века, строившихся в период расцвета города. Исторический центр формируют невысокие купеческие особняки и усадьбы, многие - деревянные, украшенные затейливой резьбой, в обрамлении тенистых деревьев. Один из таких домов - особняк купца М. Ильина 1889 года постройки - ныне занимает Каракольский историко-краеведческий музей. Само здание музея примечательно: двухэтажный особняк с балконом и мезонином представляет типичную архитектуру сибирского купечества той эпохи, с элементами русского классицизма и восточного декора. В экспозициях музея хранятся более 10 тысяч предметов - от археологических находок каменного и бронзового веков (орудия труда, оружие, наскальные рисунки, культовые изделия) до этнографических коллекций, рассказывающих о быте кочевых предков кыргызов. Отдельные залы посвящены истории региона в колониальный и советский периоды: здесь можно увидеть документы и фотографии, например, связанные с пребыванием в Караколе легендарной швейцарской путешественницы Эллы Майяр в 1932 году. Музей бережно хранит богатое наследие города - недаром Каракол считается одним из главных культурных центров Кыргызстана.

Помимо краеведческого музея, гости города могут посетить мемориальный музей Н. М. Пржевальского, расположенный в 12 км от Каракола, на берегу Иссык-Куля (в посёлке Пристань-Пржевальск). Этот музейно-мемориальный комплекс включает могилу и памятник великому исследователю, а также экспозицию, рассказывающую о его путешествиях по Центральной Азии. В залах представлены личные вещи Пржевальского, его дневники, карты, чучела редких животных и растений, открытых ученым. Ежегодно сотни туристов и научных энтузиастов приезжают отдать дань памяти этому человеку, чьим именем город назывался почти 50 лет. Среди других интересных объектов Каракола - Галерея искусств, Дом-музей архитектора Ж. Токтоналиева, а также экзотический зоопарк (единственный в Кыргызстане, основан еще в 1987 году). В окрестностях действует необычный музей под открытым небом «Старая мельница» - это водяная мельница и маслобойня 1870-х годов постройки, до сих пор на ходу, ныне превращенная в частный музей и популярный объект сельского туризма

Разумеется, Каракол славится не только архитектурой, но и великолепной природой. Город находится у самого подножия величественных пиков Тянь-Шаня, служа отправной точкой для множества маршрутов. Всего в нескольких километрах к югу расположено живописное Каракольское ущелье - зелёная долина реки Каракол, уходящая в снежные горы. В окрестных горах прячутся высокогорные озёра и горячие источники. Один из самых популярных походов - к озеру Ала-Куль, лежащему на высоте ~3530 м над морем: его бирюзовая гладь, обрамлённая снежными вершинами, считается жемчужиной Терскей-Ала-Тоо. Не менее знаменито ущелье Алтын-Арашан («Золотой источник»), где бьют термальные воды, образующие естественные купальни. Алтын-Арашан славится идиллическими альпийскими лугами и видом на пик Палатка (≈4680 м) - снежную горную пирамиду на горизонте. В 30 км западнее города находится сказочное ущелье Джети-Огуз, известное красными скалами причудливой формы. Название «Джети-Огуз» переводится как «Семь быков» – семь огромных красных утёсов выстроились грядой, напоминающей лежащих исполинов. С Джети-Огузом связана красивая легенда о семи окаменевших быках – она добавляет мистического ореола этому месту. В тени скал прячутся минеральные источники и водопады, а окрестные сосновые леса наполняют воздух целебным ароматом.

Не забудем и про само озеро Иссык-Куль, расположенное всего в 20 минутах езды от Каракола. Это крупнейшее озеро Кыргызстана, знаменитое чистой водой и мягким климатом курортов на побережье. Каракол хоть и не стоит непосредственно на берегу (до ближайшей бухты 12 км), но является важным узлом для пляжного туризма. Летом многие гости останавливаются в Караколе, сочетая отдых на Иссык-Куле с экскурсиями в горы. Вокруг города работает сеть курортных зон и пансионатов. Таким образом, Каракол предлагает путешественникам уникальное сочетание культурных достопримечательностей и природных красот: за один день здесь можно осмотреть старинную мечеть и собор, а через час уже быть среди горных озёр и елей, искупаться в горячем источнике или подняться к леднику.

Каракол в годы независимости: экономика, транспорт, туризм и спорт

После распада СССР город в 1991 году вновь получил своё историческое имя - Каракол. Сегодня это четвёртый по численности населения город Кыргызстана (после Бишкека, Оша и Джалал-Абада), административный центр Иссык-Кульской области. В 1990-е годы Каракол, как и вся страна, пережил непростой период трансформаций: часть заводов и фабрик остановилась, экономическая структура изменилась. Однако благодаря выгодному положению и накопленному потенциалу город сумел адаптироваться. Правительством была создана свободная экономическая зона «Каракол» для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. Постепенно на месте бывших советских предприятий появились новые производства. Сегодня в Караколе успешно работают, например, завод «Иссыккульэлектро» (машиностроение), комбинат «Каракол-Буудай» (переработка зерна), заводы «Ак-Булак» (молочная продукция) и «Тоштук» (мясопереработка), а также предприятия по выпуску стройматериалов и безалкогольных напитков. Город остаётся важным центром торговли для восточного Иссык-Куля - здесь действует самый крупный базар региона, куда съезжаются торговцы и покупатели даже из соседних районов Казахстана и Китая.

Важную роль в жизни Каракола играет транспортная доступность. Хотя ближайшая железнодорожная станция находится далеко (в г. Балыкчы, ~220 км), Каракол связан хорошими шоссейными дорогами с другими частями страны. Столицу Бишкек и Каракол разделяют ~400 км, которые можно преодолеть за 6-7 часов на автомобиле или автобусе. Маршрут проходит вдоль живописного южного берега Иссык-Куля, открывая путешественникам красоты озёрных пейзажей на фоне снежных гор. Также в летний сезон город связан автодорогами с Алматой (через перевал Кеген), что удобно для иностранных туристов. Имеется небольшой аэропорт, принимающий рейсы малой авиации и чартеры (основной пассажиропоток идёт через международный аэропорт Тамчы на северном берегу озера). В самом Караколе общественный транспорт представлен маршрутными такси, а для поездок в горы популярны услуги местных гидов и водителей с внедорожниками.

За годы независимости Каракол утвердился как туристическая столица Иссык-Куля. Если советский Пржевальск был прежде всего промышленно-аграрным городом, то современный Каракол делает ставку на туризм, спорт и сервис. Город круглогодично привлекает гостей: зимой сюда едут поклонники горных лыж и сноуборда, летом - любители горного трекинга, альпинизма и пляжного отдыха. Всего в 7 км от центра города расположен крупнейший в Кыргызстане горнолыжный курорт «Каракол» - современная база с несколькими канатными дорогами и трассами разного уровня сложности. Благодаря устойчивому снегу и мягкому климату сезон катания длится с ноября по апрель, и Каракол регулярно принимает чемпионаты страны по горнолыжному спорту. Летом туристический акцент смещается на горные походы, конные туры и джип-сафари по окрестным ущельям. В городе работают десятки туристических фирм, гостевые дома, хостелы и отели. Проводятся фестивали этнической культуры, ярмарки ремёсел, соревнования по альпинизму и веломарафоны. Культурная жизнь тоже оживлена: Каракол славится колоритным базаром восточных специй и овощей, здесь же можно отведать знаменитое каракольское ашлянфу и другие блюда дунганской, уйгурской и киргизской кухни. Для молодёжи действуют ночные клубы и арт-центры, где проходят концерты и выставки.

Научно-образовательный потенциал города сохранился и приумножился. Здесь функционирует Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, несколько институтов и филиалов вузов (например, Институт кооперации, филиал Международного университета Кыргызстана и др.), колледжи медицинский, педагогический, музыкальный и технический. Всего в Караколе работают более 15 средних школ, в том числе лицеи и гимназии - образование традиционно сильная сторона города. Спортивные объекты включают стадионы, плавательный бассейн, иподром (ещё с 1959 года в Караколе действует один из старейших ипподромов республики, где проводят скачки и национальную игру кок-бору).

Современный Каракол бережно относится к своему городскому пространству. В последние годы отреставрировано множество исторических домов благодаря программам сохранения архитектуры. Центр города остаётся зеленым - те самые сады и тополиные аллеи, заложенные ещё в XIX веке, доныне создают уютный микроклимат. На улицах гармонично соседствуют постройки разных эпох: можно увидеть и старую деревянную церковь, и ярко раскрашенную китайскую мечеть, и советские пятиэтажки, и новые офисные здания. Городская администрация уделяет внимание инфраструктуре: отремонтированы дороги, функционирует система водоснабжения из горных источников, ведётся модернизация электрических сетей. Решаются экологические вопросы - например, реализован проект по раздельному сбору мусора среди населения. К Караколу, как к популярному курорту, предъявляются высокие требования по благоустройству, и город старается им соответствовать. Особенно оживает Каракол в туристические сезоны - летний и зимний: в эти месяцы население города фактически удваивается за счёт приезжих, работают сезонные ярмарки, открываются юрточные городки на побережье озера.

Горнолыжная база Каракол Государственный институт в городе Каракол

Интересные факты, легенды и особенности города

Каракол богат интересными фактами и легендами, которые делают его образ ещё более притягательным для путешественников. Как уже упоминалось, город заслужил прозвище «город первых» в Кыргызстане - именно здесь появились многие инновации своего времени. Первая метеостанция 1887 года и первая публичная библиотека 1907 года уже упоминались. Добавим, что в Караколе открылась первая женская гимназия во всей стране (1911 г.), давшая образование целому поколению женщин. Этот факт особенно примечателен: в прогимназии Каракола училась мать писателя Чингиза Айтматова, а само здание гимназии - красивое двухэтажное строение на ул. Ленина - сохранилось до наших дней как памятник архитектуры. Также Каракол стал местом, где вышла первая книга на кыргызском языке (в 1913 году, отпечатана в местной татарской типографии), и где были основаны первые светские школы для кыргызских детей в начале XX века.

Легенды края придают Караколу ореол загадочности. Одна из самых романтических - предание о монастыре на дне Иссык-Куля. Согласно устным легендам, в средние века на берегу озера близ Каракола находился большой христианский монастырь. Когда надвигалась опасность монгольского нашествия, монахи якобы опустили в глубины озера железный ковчег с величайшей святыней - мощами апостола Матфея, одного из учеников Христа. Существует даже Каталанская карта XIV века, на которой возле Иссык-Куля отмечен монастырь святого Матфея. Многие искатели сокровищ и исследователи пытались найти следы этой обители на дне озера. В 2000-х годах кыргызские археологи сообщали об обнаружении подводных остатков строений, однако однозначного подтверждения легенда пока не получила. Тем не менее, в Свято-Троицком соборе Каракола хранятся старинные иконы, по преданию спасённые из затонувшего монастыря на Светлом Мысу (мыса недалеко от города, где предположительно находилась та обитель). Легенда о мощах апостола придаёт Караколу особый мистический статус места, связанного с библейской историей.

Другая легенда - уже из кыргызского эпоса - рассказывает о семи быках Джети-Огуса. Говорят, когда-то давным-давно злобный хан украл прекрасную девушку, невесту другого. В ожесточённой схватке семь лучших батыров-джигитов обернулись могучими быками и бросились на скалы, чтобы спасти честь девушки. По воле небес они окаменели, образовав семь красных утёсов, что и дало название ущелью Семь Быков. Сегодня туристы любуются этими скалами, вспоминая легенду о верности и отваге, и каждый видит в причудливых формах камня очертания сказочных быков.

С Караколом связано и имя Николая Пржевальского - не только в официальных названиях. В народе долгое время ходила шутливая загадка: «Что общего между рыбаком и жителем Каракола?» - ответ: «И тот и другой всю жизнь прожил на Пржевальске». Действительно, название города менялось так часто, что старшее поколение каракольцев большую часть жизни прожили именно в Пржевальске. Только в 1992 году, спустя почти столетие после первого переименования, городу окончательно вернули имя Каракол. На эту тему существует местный анекдот: мол, каракольцы всегда готовы к переменам, ведь они за век четыре раза меняли вывески на вокзале и администрациях.

Еще одна городская особенность - кулинарная слава Каракола. Здесь родилось знаменитое каракольское ашлянфу - холодное острое блюдо из крахмальной лапши, уксуса и специй, за которым в Каракол специально приезжают туристы, отдыхавшие на Иссык-Куле. Хотя ашлянфу - дунганское по происхождению кушанье (его название происходит от китайского «лянфэнь» - «холодная лапша»), именно каракольский вариант славится на весь Кыргызстан своим насыщенным вкусом. В городе даже проводят фестивали ашлянфу, где можно попробовать его различные вариации. Это блюдо стало такой же визитной карточкой Каракола, как, скажем, бишбармак - символ Бишкека.

Наконец, нельзя не упомянуть о теплоте и гостеприимстве самих каракольцев. Путешественники отмечают, что в этом относительно небольшом городе чувствуется особая атмосфера уюта и дружелюбия. Возможно, сказалось наследие «города-сада» - неспешный ритм жизни, зеленые дворы, где соседи знают друг друга, мультикультурность, приучившая жителей к толерантности. Каракольцы гордятся своим городом и любят рассказывать о нём гостям, будь то истории про приключения Пржевальского или про то, как в 1932 году здесь побывала первая европейская путешественница - Элла Майяр. В любом случае, Каракол умеет удивлять: легендами ли о затонувших реликвиях, первыми научными достижениями или простой чашкой горячего чая с медом на фоне Тянь-Шаньских гор. Этот город впитал в себя века истории и культуры и сумел превратиться в современный туристический центр, сохранив душу и колорит прошлого.

Новости по теме

Дата публикации: 29.07.2025
  • Каракол
  • Пржевальск
  • Семёнов-Тян-Шанский
  • Тянь-Шань
  • Алтын-Арашан
  • Ала-Куль
  • Джети-Огуз
  • история
  • туризм в кыргызстане

Туры которые могут вам понравиться