За два дня мы поднимимся на вершины 3500 метров, посидим у костра в самом сердце хребата Тянь-Шань у озера Сон-Куль и отлично проведем время
- Продолжительность: 2 дн..
- Цена: от 1000$ 790$ за группу
- Размер группы: Малая группа

Нарын - высокогорный город в Центральной Азии, административный центр одноимённой области Кыргызстана. Этот небольшой город раскинулся в живописной долине реки Нарын, окружённый хребтами внутреннего Тянь-Шаня. Нарын известен суровым климатом, богатой историей и самобытной культурой. В этой статье – подробный обзор города: от географии и древней истории до современных реалий.
Город Нарын расположен на высоте около 2000 метров в широкой межгорной котловине, которую прорезает река Нарын. С юга над городом возвышается хребет Нарын-Тоо, а вокруг тянутся волнистые предгорья и снежные пики Тянь-Шаня. Главная водная артерия - стремительная река Нарын, которая, соединившись далее с рекой Карадарья, образует Сырдарью - одну из крупнейших рек Средней Азии. Берега Нарына в городской черте связаны мостами, включая живописный подвесной мост «Асма».
Климат региона резко континентальный и засушливый. Зима долгая и морозная: средняя температура января составляет около -15…-18°С, в отдельные ночи столбик термометра опускается ниже -30°С. Лето тёплое, но короткое - в июле в среднем +17…+20°С. Осадков выпадает немного (всего ~280 мм в год), поэтому воздух сухой, а пейзаж вокруг полупустынный. Снежный покров в долинах неглубокий (15–20 см), однако в близлежащих горах Тянь-Шаня снега и ледники лежат постоянно.
Природа Нарына и окрестностей поражает разнообразием высокогорных экосистем. В долинах растут полынь, ковыль и степные травы, склоны гор покрыты зарослями арчи (можжевельника) и редкими тянь-шаньскими елями. В окрестностях города создан Нарынский государственный природный заповедник для охраны хвойных лесов и альпийских лугов на склонах хребта Нарын-Тоо. Горы населены редкими животными: фотоловушки в заповеднике фиксируют медведей, снежных барсов, горных козлов, волков и беркутов. Здесь же обитают аркар (горный баран Марко Поло), красные волки, рыси и другие представители фауны Тянь-Шаня. Настоящим украшением региона являются высокогорные озёра Сон-Кёль и Чатыр-Куль: кристально чистые, окружённые летними пастбищами (джайлоо) и снежными вершинами.
Древнейшие времена. Территория Нарынской области богата свидетельствами древней истории. В горах находят стоянки людей каменного века (например, в ущелье Он-Арча). В начале нашей эры через эти земли проходили кочевые племена сако-усуньского круга, а позднее - тюркские и кыргызские племена. Постоянных городов здесь не возникало вплоть до Нового времени, однако регион лежал на пересечении Великого шёлкового пути. Через горные перевалы (Торугарт, Долон и др.) караваны связывали Восточный Туркестан (Кашгар) со степями Семиречья и Ферганы. Одним из напоминаний о той эпохе является каменный караван-сарай Таш-Рабат (XV век) - уникальное сооружение высоко в горах Ат-Башы, служившее пристанищем купцам и путешественникам на пути в Китай. Вблизи Таш-Рабата сохранились и другие памятники, например, руины крепости Кошой-Коргон (VII-VIII вв.) - вероятно, форпоста на торговом пути.
Эпоха Кокандского ханства. В XVIII-XIX веках Нарынские земли населяли кыргызы племени саяк, входившие в Кокандское ханство. В 1830-х годах кокандские правители стремились укрепить власть над кыргызами и строили в Тянь-Шане укрепления. В 1832 году при слиянии рек Куртка и Нарын была основана кокандская крепость Куртка. Однако местные кыргызские манапы не смирились с иностранным гнётом: братья Тайлак и Атантай батыр возглавили в 1830-х вооружённое сопротивление кокандцам. Тайлак-баатыр (1796-1838), уроженец берегов Нарына, стал народным героем, отдав жизнь в борьбе за свободу края. Сегодня память об этих событиях увековечена: в городе Нарын установлен монумент Тайлак-батыру (открыт в 2002 году к 200-летию со дня его рождения), а в области восстановлен мавзолей Тайлака.
Основание современного Нарына. До середины XIX века на месте нынешнего города не было постоянного поселения. Рубежным моментом стал приход Российской империи. После присоединения Тянь-Шаня к России, в 1868 году здесь был размещён русский гарнизон и построено укрепление Нарынское. Небольшой военный пост охранял караванные пути от разбойников и обеспечивал почтовую связь с российским консульством в Кашгаре. Вокруг крепости начала расти слободка - так положено начало городу Нарын. Датой основания официально считается 1868 год. Название города, по легенде, связано с кочевым блюдом нарын - горячим бульоном с нарезанной кониной. Согласно преданию, в этих местах его готовили особенно хорошо. Другие версии возводят слово «нарын» к монгольскому «наран» - «солнечный» или к китайскому «нажэнь» - «узкий (проход)», что тоже созвучно местоположению города в узкой долине.
Во второй половине XIX века Нарын входил в состав Семиреченской области Российской империи. Поселение оставалось маленьким гарнизонным городком на окраине державы. Основными занятиями местных жителей были отгонное скотоводство и обслуживание караванной торговли. Через Нарын проходила почтовая дорога, связывающая Верный (Алматы) с Кашгаром, что придавало пункту стратегическое значение. К началу ХХ века в Нарынской слободе действовали почтовая станция, базар и православная миссия, однако городским поселением в полном смысле слова Нарын не был.
После Октябрьской революции 1917 года власть в Нарыне перешла к советам. В 1920 году городок стал ареной противостояния: отряды белогвардейцев попытались захватить Нарын, но после ожесточённых боёв были выбиты, и установилась советская власть. В административном отношении эти территории вошли в Киргизскую АССР (позже Киргизская ССР). В 1927 году Нарын официально получил статус города и был назначен центром новообразованного Нарынского округа (области).
Советский период принёс городу постепенное развитие инфраструктуры. В Нарыне открывались школы и больницы, был создан краеведческий музей, основанный энтузиастами-краеведами для сохранения истории края. В 1930-е появилось автодорожное сообщение с другими регионами Кыргызстана. Сельское хозяйство округа специализировалось на тонкорунном овцеводстве - вокруг Нарына действовали совхозы, паслись огромные отары овец на горных пастбищах. К концу советской эпохи численность населения города превысила 40 тысяч (в 1989 г. - 42,2 тыс.), в городе работали небольшие предприятия пищевой промышленности (мясомолочные, хлебопекарни) и бытового обслуживания. В 1939 году была образована Нарынская (Тянь-Шанская) область, просуществовавшая до 1962 года, затем упразднённая, и вновь восстановленная в 1970 году. Нарын сохранял статус областного центра, хотя в 1988-1990 годах область временно объединяли с соседней Иссык-Кульской.
С обретением Кыргызстаном независимости в 1991 году Нарын вступил в новый этап развития. Экономический кризис 1990-х тяжело отразился на отдалённом горном городе: многие производства закрылись, часть населения уехала в поисках работы (по переписи 1999 г. численность снизилась до ~35 тыс. человек). Тем не менее Нарын сохранил статус важного регионального центра. В городе разместились органы власти Нарынской области, открылся Нарынский государственный университет (1996). Для стимулирования бизнеса была создана свободная экономическая зона «Нарын», призванная привлечь инвестиции и торговлю. Постепенно экономика начала восстанавливаться: по мере улучшения дорожной инфраструктуры возрос транзит через Нарын (на Китай и обратно), стали развиваться местная торговля и туризм. В 2016 году в Нарыне распахнул двери новый кампус Университета Центральной Азии - международного вуза, основанного при участии Ага Хана, что стало знаковым событием для образовательной сферы города. Сегодня Нарын - административный, образовательный и культурный центр обширного горного края, хранящий советское наследие и стремящийся к модернизации.
Архитектурный облик Нарына сочетает скромное провинциальное наследие советской эпохи и колорит национальных мотивов. Планировка города вытянута вдоль русла реки Нарын - основная магистраль (улица Ленина) тянется параллельно реке через весь город. На центральной площади возвышается монументальная статуя (ранее - памятник Ленину, ныне заменённый на фигуру национального героя). Здесь же рядом расположены здание областной администрации и Драматический театр. Особую гордость жителей вызывает «Голубая мечеть» (Азрети Али) - главная соборная мечеть города. Построенная в 1990-е годы, она считается самым красивым сооружением Нарына и ярким образцом современной сакральной архитектуры. Купол мечети расписан изнутри орнаментом в виде перекрытия кыргызской юрты, фасады украшены национальным орнаментом оймо, а небесно-голубые цвета отделки придают строению лёгкость. Мечеть вместительная и служит центром духовной жизни большинства нарынчан (подавляющее число горожан - мусульмане-сунниты).
Сохранились в городе и памятники, отражающие историческую память. На углу улиц Ленина и Ажыбек баатыра установлен конный памятник Тайлак-батыру - в честь предводителя восстания против кокандцев. Неподалёку можно увидеть бюсты и стелы, посвящённые другим известным уроженцам края - например, композитору Мусе Баетову и актеру Муратбеку Рыскулову. В Нарыне также имеется парк Славы с мемориалом в честь погибших в годы Великой Отечественной войны.
Городская застройка в основном невысокая: преобладают одно и двухэтажные частные дома, советские кварталы 5-этажек в центре и современные коттеджи на окраинах. Улицы относительно широкие; в последние годы проводится их реконструкция и асфальтирование. В 2025 году ведётся капитальный ремонт главных улиц - Ленина и Шералиева, с расширением до четырёх полос и обновлением тротуаров. Благодаря этому облик центральной части города становится более благоустроенным.
Инфраструктура Нарына постепенно развивается. Вдоль центральной улицы сосредоточены административные здания, банки, магазины, рынки, гостиницы и кафе. Есть несколько современных торговых центров, а также базар, где можно приобрести от свежих фермерских продуктов до традиционных войлочных сувениров. В городе работают больница, поликлиники, спортивно-оздоровительный комплекс. В 2023-2025 гг. возводится новый крытый спортивный комплекс и молодежный центр по государственной программе развития регионов.
Уникальной чертой Нарына долгие годы был троллейбус - возможно, самый маленький троллейбусный транспорт в мире. Одну-единственную линию (маршрут №1) здесь открыли в 1994 году, и по городу курсировали несколько старых машин, переданных из Бишкека. Для провинциального городка это была диковинка, которой гордились: Нарын упоминали как один из немногих малых городов с троллейбусным сообщением. Однако к 2020-м годам система пришла в упадок - контактная сеть обветшала, а запчасти требовались издалека. В 2025 году городские власти приняли решение полностью прекратить движение троллейбусов и демонтировать линии, заменив их более практичными дизельными автобусами. Несмотря на ностальгию по троллейбусам, это должно улучшить надёжность общественного транспорта. В городе также работают частные маршрутные такси, а многие горожане передвигаются пешком - расстояния невелики.
Связь Нарына с внешним миром обеспечивается главным образом автомобильными дорогами. Город стоит на стратегической трассе Бишкек - Торугарт, связывающей столицу с китайской границей. Расстояние до Бишкека - около 365 км, путь занимает 5-6 часов езды. На север, через перевал Долон, дорога ведёт к озеру Иссык-Куль и станции Балыкчы (180 км) - ближайшей железнодорожной точке. К югу от Нарына трасса поднимается на перевал Торугарт (3752 м) и далее спускается в Синьцзян (до погранпоста ~186 км). Эта трасса - важный торговый маршрут, называемый «ворота в Китай». Ранее перевал Торугарт имел сезонные ограничения, но сейчас открыт круглый год для грузового транспорта, и через Нарын идёт поток товаров из КНР в Кыргызстан и дальше. Автобусное сообщение соединяет Нарын с Бишкеком и соседними райцентрами; также популярны частные такси.
В самом Нарыне имеется небольшой аэропорт, построенный ещё в советское время (действовал с 1974 года). После длительного перерыва на модернизацию, в 2024-2025 гг. аэропорт был реконструирован и готовится к возобновлению регулярных рейсов. Планируется, что уже в 2025 году начнут выполняться внутренние авиарейсы - это значительно облегчит сообщение с удалёнными регионами страны. Нарынский аэродром способен принимать самолёты малой авиации и станет важным звеном региональной транспортной сети.
Что касается современных коммуникаций, город подключён к национальной электрической сети (энергию дают гидроэлектростанции на нижнем Нарыне). Проведены линии интернет-связи: в том числе проложена оптоволоконная линия через Торугарт для международного соединения. Мобильная связь уверенно работает (основные операторы обеспечивают 4G). Таким образом, инфраструктура Нарына хоть и уступает столице, но постепенно развивается, делая жизнь горожан комфортнее.
Экономика Нарына и области традиционно базируется на пастбищном животноводстве. Обширные горные просторы окружающих районов испокон веков служат летними выпасами для отар овец, коз, коней и яков. Регион специализируется на овцеводстве (особенно тонкорунном), разведении крупного рогатого скота, производстве шерсти и мясо-молочной продукции. По данным исследований, около 80% сельских жителей области занимаются животноводством, в некоторых районах (например, Ат-Башы) разводят даже яков - Нарынская область единственная в Кыргызстане, где сохраняется традиция якодержания. В окрестностях Нарына выращивают также картофель, кормовые и зерновые культуры в долинах рек однако земледелие ограничено коротким летом и горным рельефом.
Промышленность в городе развита слабо и представлена в основном малым бизнесом. Работают несколько пищевых предприятий - пекарни, молокозавод, цеха по переработке мяса. Имеются мастерские по обработке шерсти и пошиву традиционных войлочных изделий (ковров “шыраке”, сувенирных войлочных юрт и т.д.), ориентированные частично на туристов. В Нарыне функционируют предприятия по обеспечению области строительными материалами (кирпичные, деревообрабатывающие), но крупных заводов нет. Город больше выполняет административно-распределительные функции для сельской округи.
Все большее значение приобретает транспортно-логистический сектор благодаря транзиту с Китаем. Через погранпереход Торугарт в Кыргызстан импортируются товары народного потребления, техники и материалы - поток грузовых фур идёт по трассе через Нарын. В самом городе оборудованы стоянки для дальнобойщиков, склады временного хранения. Планировалось строительство крупного логистического центра в соседнем Ат-Башинском районе совместно с иностранными инвесторами, однако проект столкнулся с трудностями и протестами местных жителей (они опасались усиления иностранного влияния) и был пересмотрен. Тем не менее малый бизнес в сфере торговли активно использует близость границы: в городских магазинах широкий выбор китайских товаров, на рынках продаются недорогие промышленные изделия, привезённые челноками.
В последние годы власти делают ставку на туристическую отрасль как драйвер местной экономики. Большая часть городских предприятий сферы услуг - это небольшие гостевые дома, кафе, турфирмы и сувенирные лавки, ориентированные на путешественников. По словам местных жителей, Нарын «живет за счёт туризма» в сезон, когда поток гостей даёт заработок отельерам, водителям, продавцам ремесленных изделий. Частные предприниматели инвестируют в развитие туристической инфраструктуры и спорта: построены новые футбольные поля и даже открыты катки и горнолыжная база на склонах рядом с городом. К западу от Нарына, на горе Ала-Мышык, действует небольшая лыжная база (заложена ещё в 1980-е) - зимой сюда приезжают покататься не только местные, но и гости из других регионов. Зимой также популярны коньки на заливных катках, хоккей с мячом, лыжные гонки - всё это привлекает молодежь и способствует развитию малого бизнеса вокруг активного отдыха.
Местный бюджет в значительной мере формируется за счёт налогов от торговли и услуг. Вдоль центральной улицы выстроились магазины, базары, столовые, чайханы, мини-отели - их владельцы составляют костяк городского предпринимательства. Крупнейшие налогоплательщики Нарына - предприятия торговли ГСМ, супермаркеты, операторы сотовой связи. В целях поддержки бизнеса власть вводит льготы: например, в рамках СЭЗ «Нарын» предприниматели могут получить налоговые каникулы и другие преференции.
В сельской местности область богата природными ресурсами: здесь разведаны месторождения угля, железной руды (Жетимское месторождение - крупнейшее в Кыргызстане), залежи соли, строительных материалов. Однако их промышленная разработка пока ограничена из-за труднодоступности. Разработанный в советское время Тянь-Шаньский (Кумторский) рудный пояс частично расположен на стыке Нарынской и Иссык-Кульской областей и содержит золото и редкие металлы. В самом Нарыне горнодобывающих предприятий нет, но возможное освоение этих месторождений в будущем может дать городу приток инвестиций и рабочих мест.
Таким образом, экономика Нарына - многоукладная, с преобладанием аграрно-сервисного сектора. Несмотря на статус одного из беднейших регионов страны, у Нарына есть потенциал роста через развитие экотуризма, транзитной торговли и местного производства экологически чистой продукции (мясо, мёд). Ключевым резервом остаётся человеческий капитал: трудолюбивые жители, многие из которых заняты в личных подсобных хозяйствах или ездят на заработки, постепенно вовлекаются в новые виды деятельности на родине
Нарын - преимущественно кыргызский по населению город, что определяет его культурный облик. Этнически область почти монолитна: около 98-99% жителей - кыргызы. Небольшими общинами проживают узбеки, дунганы, уйгуры и русские, но их доля невелика. Поэтому в Нарыне крепко сохраняются национальные традиции и язык. Кыргызский язык является доминирующим в быту и официально.
Традиции и праздники. Горожане чтят обычаи предков, многие из которых связаны с кочевым укладом. Праздник весеннего равноденствия Нооруз широко отмечается в городе: на центральной площади устраивают концерты фольклорных ансамблей, накрывают дасторканы с национальными угощениями (сумолоком, боорсоками), проводят игры и состязания. Молодёжь участвует в конных играх - популярны древние скачки ат чабыш, игра кок-бору (уважаемая и в Нарыне, знаменитая козлодрание) и другие этноспортивные развлечения. Летом нарынчане часто выезжают на жайлоо (летние пастбища) и живут в юртах, до сих пор многие семьи имеют родовые пастбища в горах. Ежегодно в области проходят фестивали кочевой культуры: так, на берегу озера Сон-Кёль устраиваются республиканские празднества, посвящённые героям эпоса и народным музыкантам. Традиция устраивать праздники на Сон-Кёле берет начало с 2002 года, когда там отметили юбилеи Тайлак-батыра и музыканта Мусы Баетова. Теперь Сон-Кёль - излюбленное место этнофестивалей и спортивных игр на лоне природы.
Нарын славится своими музыкантами и акынами. Здесь родились выдающиеся деятели кыргызской культуры: актёр и режиссёр Муратбек Рыскулов, народная артистка Таттыбүбү Турсунбаева, композитор Жумамудун Шералиев, непревзойденный комузист и импровизатор Муса Баетов. Их имена носят улицы и учреждения города, а памятник Мусе Баетову установлен в центре.
Музеи и наследие. Краеведческий музей Нарына, основанный ещё в 1930-х, приглашает узнать об истории края: от археологических находок (каменных орудий, петроглифов) до этнографических экспозиций. Здесь можно увидеть старинные юрты, ковры-шырдаки, национальную одежду и утварь горных кыргызов. Отдельный зал посвящён Великой Отечественной войне - из Нарынского региона на фронт ушло множество джигитов, многие не вернулись, их память бережно хранится.
В городе почитаются и исламские традиции. Главный пятничный молебен проходит в соборной мечети Азрети Али (Голубой мечети), где по пятницам и в праздники собираются тысячи верующих. Мечеть вмещает значительное число людей и является не только религиозным, но и социальным центром - здесь проводят никахи (брачные обряды), межобщинные встречи, уроки имама для молодёжи. Помимо неё, в разных микрорайонах Нарына есть еще несколько поменьше мечетей, открытых на средства местных меценатов. Что касается других конфессий, в городе имеется небольшая православная церковь (память от русского гарнизона), где собирается русская община на праздники. Отношения между верующими традиционно доброжелательные; ислам в регионе умеренный, соседствует с элементами народных верований (кочевники издавна чтят святые места - мазары, святые источники, в окрестностях Нарына тоже есть такие почитаемые объекты).
Быт и кухня. Культурой Нарына проникнут дух гостеприимства. Приезжих здесь встречают тепло, по восточному обычаю - с чашкой парного кумыса (ферментированного кобыльего молока) и ломтем нан-тандара (лепёшки из тандыра). Нарынская кухня славится мясными блюдами, особенно из конины. Фирменное кушанье, давшее имя самому городу, - нарын: наваристый бульон с тонкой лапшой и нарезанным варёным конским мясом, присыпанный луком и специями. Его подают горячим в пиалах - особенно хорош он в холодные горные вечера. Также в Нарыне готовят традиционный бешбармак, курут (сушёные шарики из кислого молока), плов, манты. Интересно, что именно в Нарыне расположен цех по производству легендарного иссык-кульского деликатеса - янтарной форели: дело в том, что в озеро Сон-Кёль когда-то завезли мальков рыб, и теперь оттуда поступает рыба в местные кафе. В чайханах города можно попробовать и свежую форель, и ароматный горный мёд Джумгальской долины.
Культурная жизнь Нарына, хоть и нетороплива, но богата самобытностью. Здесь чтут память предков, развивают национальные виды спорта, берегут родной язык и фольклор. Для туриста знакомство с этой культурой - как путешествие в мир кочевников, где современные гаджеты уживаются с первозданными традициями.
Нарын в последние годы становится всё более популярным направлением экотуризма и этнографических туров по Кыргызстану. Город сам по себе тихий и небольшой, зато служит отправной точкой для множества маршрутов в горы и на высокогорные плато. Туристов привлекают и исторические памятники региона, и захватывающие природные ландшафты.
Прогулка по центральной площади знакомит с памятниками Нарына - можно увидеть скульптуры героев и исторических личностей, заглянуть на местный базар за сувенирами (лучший выбор - тёплые войлочные носки, коврики, изделия из шерсти). Любопытной «достопримечательностью» для иностранных гостей долгое время был троллейбус: многие приезжие не упускали шанса прокатиться на нарынском троллейбусе, чтобы потом хвастаться этим фактом (увы, теперь уже прошлое). Вместо этого туристов катают на лошадях - прямо по городским улицам можно увидеть конные прогулки.
Главные туристические клады Нарына скрыты за пределами городской черты. На первое место уверенно выходит историко-архитектурный комплекс Таш-Рабат - каменный караван-сарай XV века, спрятанный в зелёной долине на высоте 3200 м, примерно в 110 км к югу от города. Крепостное сооружение из шлифованного камня с полукруглым куполом поражает воображение своей сохранностью и величием посреди дикого горного пейзажа. Таш-Рабат - уникальный памятник средневекового зодчества на Великом, здесь можно почувствовать дух караванов прошлого. Рядом летом раскидываются юрточные лагеря, где можно переночевать в юрте, отведать плова и представить себя купцом древности. Чуть ниже по долине находятся развалины древнего городища Кошой-Коргон (VII-VIII вв.) - по легендам, крепости богатыря Кошоя из эпоса «Манас» шёлковом пути. Археологи считают, что это был один из форпостов Тюркского каганата или Карлукского государства. Хотя от стен остались лишь холмы, место атмосферное и значимое для истории региона.
Из природных красот обязательно стоит упомянуть озеро Сон-Кёль - жемчужину Нарынской области. Это второе по величине озеро страны (длина ~29 км) расположено на высоте 3016 м среди гор Сонкёльского хребта. Бирюзовая гладь Сон-Кёля летом окружена альпийскими лугами, где пасутся тысячи лошадей и юрт больше, чем домов в городе. Туристы совершают конные туры и пешие треккинги к Сон-Кулю из Нарына (через перевалы имеется несколько дорог). На берегах озера работают юрточные кемпинги, предлагающие ощутить жизнь кочевников: гости катаются на лошадях, любуются звездным небом на высоте «ближе к звёздам». Интересный факт - до 1959 года в Сон-Кёле не водилось рыбы, пока биологи не зарыбили озеро и теперь там можно ловить форель. В 2016 году на Сон-Кёле проводилась этно-спорт Олимпиада «Игры кочевников», которая прославила этот край на весь мир.
Ещё одно чудо природы региона - высокогорное озеро Чатыр-Куль (размещено еще выше - на 3500 м близ Торугарта). Его нереально синие воды и безлюдные берега привлекают любителей суровой экзотики. Однако для посещения Чатыр-Куля требуется спецпропуск (погранзона), поэтому большинству туристов достаточно полюбоваться им с перевала (или почитать о нем).
Популярны вокруг Нарына и горные походы разной сложности. От города отходит множество маршрутов в хребты: к перевалу Тоо-Ашуу, в ущелья рек Ат-Башы, Он-Арча, Эки-Нарын (место слияния Большого и Малого Нарына). Рафтинг по реке Нарын стал новым словом в активном туризме - бурные пороги привлекают экстремалов весной и летом. Сплав по Нарыну (особенно на участке выше Таш-Кумыра) - это адреналин и возможность насладиться видами каньонов. В самой же долине Нарына популярны более спокойные виды отдыха: пешие экскурсии в ближайшую природную зону Салкын-Тор («Прохладное место») в 15 км от города, где в тени арчовых рощ можно устроить пикник у горной речки. Салкын-Тор - излюбленное место выходного дня у нарынчан.
Несмотря на удалённость от столицы, Нарын развивается как региональный образовательный центр. В городе действуют несколько вузов и колледжей. Ведущим является Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, основанный в 1996 году на базе педагогического института. Университет готовит кадры для школ и хозяйства области - учителей, агрономов, экономистов. Здесь обучаются студенты со всей Нарынской области, и вуз стал важным центром просвещения в регионе. Университет сотрудничает с научными институтами страны, ведёт исследования по истории края, экологии высокогорья, экономике горных районов.
Настоящим прорывом для местного образования стало открытие в 2016 году кампуса Университета Центральной Азии (UCA) в Нарыне. UCA - уникальный международный университет, основанный Ага-Ханом и правительствами Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, с кампусами в трёх странах. Нарынский кампус специализируется на программах по развитию горных регионов, информационным технологиям, экономике. Он оборудован по последнему слову техники: современные аудитории, библиотека, лаборатории, общежития. Преподавание ведётся на английском языке, профессорско-преподавательский состав международный. Появление UCA дало сильный импульс научной и студенческой жизни в Нарыне - теперь сюда приезжают учиться молодые люди даже из соседних стран. Кроме того, университет выполняет социальную роль: при нём действует школа продолженного обучения для местных школьников, культурный центр, организуются публичные лекции и выставки.
В целом, уровень образования молодежи в городе выше, чем в селах региона - многие выпускники школ поступают в столичные вузы или за рубеж. К слову, среди известных нарынчан есть и учёные: например, академик Жамин Акималиев - известный агроном, происходящий из Нарынской области.
Спорт традиционно играет заметную роль в жизни горожан. В Нарыне популярны как национальные виды (конные игры), так и массовые современные. Еще в советское время здесь построили стадион «Ала-Тоо», где проводились матчи по футболу и праздники. Футбольный клуб «Ала-Тоо» (Нарын) выступал в Высшей лиге Кыргызстана в 1990-х и 2010-х годах, периодически радуя местных болельщиков. Сейчас команда из Нарына не играет на топ-уровне, но детско-юношеская футбольная школа функционирует, в 2021 году открыта даже академия футбола при поддержке зарубежных партнеров. В городе работают секции по борьбе (кыргызская куреш, дзюдо), боксу, легкой атлетике. Нарынские спортсмены не раз становились призёрами национальных первенств - например, борцы-классики традиционно сильны. Зимой молодежь увлекается хоккеем с шайбой на открытом льду реки и катках.
Сегодняшний Нарын - это спокойный региональный центр, в котором проживает чуть более 40 тысяч человек. По данным на 2022 год население города составило около 41,4 тыс., показывая небольшой рост по сравнению с предыдущими годами. Население молодое - почти половина жители моложе 30 лет, что характерно для Кыргызстана. Естественный прирост высокий (в семьях обычно по 3-4 ребёнка), но значительной остается и трудовая миграция: многие взрослые мужчины работают в России или Европе, откуда пересылают средства семьям. Это одна из причин, почему уровень жизни здесь ниже среднереспубликанского.
Средняя зарплата в городе ниже, чем в Бишкеке, а цены на продовольствие порой выше из-за завозного характера многих товаров. Тем не менее, благодаря подворьям и натуральному хозяйству (многие держат скот даже на окраинах города), население обеспечивает себя основными продуктами. Летом практически каждая семья выезжает на пастбища - это и отдых, и возможность заготовить продукты впрок. В последние годы государство и доноры активно инвестируют в регион: строятся дороги, жильё, идут проекты по водоснабжению.
Экологическая обстановка вокруг города относительно благополучная. Отсутствие крупных промышленных предприятий означает чистый воздух и воду. Горы служат естественным фильтром, и Нарынская область вообще славится экологически чистыми продуктами - мясом, мёдом, лекарственными травами. Однако город сталкивается с типичными для высокогорья проблемами: в зимние месяцы многие дома отапливаются углём, и в безветренную погоду возможно накопление смога над котловиной. Власти стараются решить этот вопрос: ведётся газификация (пока в экспериментальном режиме, привозным газом), поэтапно переводят котельные на электроотопление, продвигают энергоэффективные технологии. Также остро стоял вопрос с бытовыми отходами - старый полигон переполнен, ищут решение по переработке мусора.
Инвестиции и развитие. В 2020-е годы Нарын получает поддержку по линии государственной программы выравнивания регионов. В 2023-24 гг. за счёт республиканского бюджета и помощи международных партнеров тут реализовано более десятка проектов: реконструирован автовокзал, строятся новые жилые многоэтажки по льготной ипотеке, модернизируется городской парк. Большим событием стало начала строительства современного Центра креативных инициатив в 2024 году.
Уделяется внимание и транспорту. После ввода в строй аэропорта (ожидается к концу 2025 года) Нарын станет более доступным для туристов и инвесторов. Планируется создание междугородного транспортного узла: благодаря поддержке Китая улучшается дорога до Торугарта, обсуждается перспектива железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, возможный маршрут которой пролегает недалеко от Нарына (через долину Арпа). Если этот проект реализуется, Нарын может превратиться из тихого оазиса в важный логистический город.
Экология души - так можно назвать общую атмосферу города. Несмотря на экономические трудности, Нарын сохраняет репутацию одного из самых безопасных и дружелюбных городов Кыргызстана. Здесь низкий уровень преступности, люди друг друга знают, двери домов часто не запираются - горное братство обязывает поддерживать ближнего. Горожане гордятся своим «суровым городом» за его честность, гостеприимство и близость к нетронутой природе.
За два дня мы поднимимся на вершины 3500 метров, посидим у костра в самом сердце хребата Тянь-Шань у озера Сон-Куль и отлично проведем время
Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
Ощутите всю красоту природы Кыргызстана за рулём комфортного и дерзкого турэндуро BMW F650GS. Эти впечатления стоят любых денег и никогда не забудутся.
Этот маршрут сочетает живописные горные каньоны Кок-Мойнок, озеро Иссык-Куль, вкус национальной кухни и поездку по одной из самых красивых дорог страны – Боомскому ущелью.
Посетить две жемчужины Кыргызстана за 1 день на автомобильной экскурсии
Побывать в долине Семи Быков, увидеть Иссык-Куль и расслабиться в термальных источниках