Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
- Продолжительность: 3 дн..
- Цена: от 1300$ 1000$ за группу
- Размер группы: Малая группа

«Манас» - крупнейший героический эпос в истории мирового фольклора. Он носит легендарный характер, сочетая в себе историческую действительность и мифы, и является самым известным литературным произведением на кыргызском языке. Эпос состоит из трёх частей (циклов), повествующих о трёх поколениях богатырей: о подвигах самого Манаса, о деяниях его сына Семетея и внука Сейтека. По объёму «Манас» не имеет равных - в одном из вариантов записано более 500 000 стихотворных строк, благодаря чему эпос включён ЮНЕСКО в список шедевров устного нематериального наследия человечества, а также занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый объёмный эпос в мире. Недаром выдающийся писатель Чингиз Айтматов назвал «Манас» «сияющей вершиной древнекыргызского духа», а ещё в 1856 году учёный Чокан Валиханов сравнил его со «степной Илиадой». Эпос «Манас» по праву считается национальной гордостью кыргызского народа и стержнем его культурной идентичности - именами героев эпоса в Кыргызстане называют улицы, учреждения и даже аэропорт. В 1995 году страна масштабно отметила 1000-летний юбилей эпоса, что подчёркивает значение этого великого сказания для исторической памяти и единства народа.
Первая часть - «Манас». Согласно преданию, после смерти хана Ногоя старые враги кыргызов - китайские войска (кытаи) и ойраты (калмаки) - захватили родные земли кыргызского народа в горах Ала-Тоо (Тянь-Шань) и вытеснили кыргызов в изгнание. Некоторое время кыргиыы жили на Алтае, где у богатого бездетного бая Жакыпа родился долгожданный сын - будущий богатырь Манас. С ранних лет Манас проявил недюжинную силу, смелость и щедрость, прославившись на весь Алтай. Услышав о юном богатыре, китайский император (по другим версиям - местный калмакский хан Эсен) решил уничтожить Манаса и послал войско, однако Манас разбил отряд врагов. Объединив разрозненные племена кыргызов и заручившись поддержкой соседних народов, Манас возглавил освободительную борьбу. Он одержал блестящие победы над войсками враждебных правителей - в эпосе упоминаются победы Манаса над китайским богатырём Нескарой, над войском уйгурского правителя и др., при этом к Манасу присоединились многие бывшие противники, признавшие его власть. Народ провозгласил Манаса ханом за его заслуги. По совету верного соратника Косоя Манас решил вернуть кыргызам их исконные земли в горах Ала-Тоо. Он собрал большое войско, разгромил захватчиков и повёл свой народ с Алтая обратно на родину. Став правителем, Манас разместил ставку в долине Талас - именно там, согласно легенде, находился центр объединённого им государства. Для укрепления союза с покорёнными правителями Манас берёт в жёны их дочерей (в эпосе фигурируют имена красавиц Карабюрк и Акылай), а главной супругой и советницей Манаса становится мудрая Каныкей. Под властью Манаса кыргызы наконец обретают единство и мирную жизнь. Но через несколько лет коварный враг вновь нарушает спокойствие: хан Конурбай, затаивший злобу за прежние поражения, поднимает новое войско против Манаса. В «великом походе» против врага Манас со своими сорока сподвижниками (кырк чоро) сам наносит удар на территории противника. Кыргызское войско захватывает вражескую столицу Бейджин (Пекин) и вынуждает врага просить мира. Однако Конурбай не смирился и прибегнул к вероломству: в тайне проникнув в лагерь кыргызов, он нанёс Манасу смертельный удар копьём в спину во время молитвы. Тяжело раненный Манас вернулся в Талас, где вскоре умер от полученной раны. Жена Каныкей похоронила великого богатыря, тайно построив над его могилой мавзолей (гумбез). На этом трагичном событии завершается первая часть эпоса - гибель Манаса показывает, какой дорогой ценой даётся свобода, и готовит почву для продолжения легенды в следующих поколениях.
Вторая часть - «Семетей». После смерти Манаса его верная жена Каныкей спасает новорождённого сына Семетея от придворных интриг (сводные братья Манаса пытались убить младенца) и увозит ребёнка далеко от Таласа - к своим родственникам. Семетей воспитывается в чужих краях, не зная о своём героическом происхождении. Лишь в юношеском возрасте он узнаёт правду, и тогда наследник Манаса принимает судьбоносное решение - вернуться на родину и отомстить врагам за смерть отца. Юный богатырь тайно возвращается в Талас, где была ставка Манаса, и поднимает оружие против старых недругов - кёзкоманов (родственников Манаса, предавших его). Семетей побеждает ненавистных Абыке и Кёбёша (сводных братьев Манаса) и карает других заговорщиков, причастных к гибели его отца. Он также сражается с внешними врагами кыргызов: в эпосе рассказывается, как Семетей совершил ряд подвигов вместе со своими верными друзьями, а в поединке убил злобного хана Конурбая, окончательно отомстив за Манаса. Казалось бы, страна избавлена от внешней угрозы, однако молодому хану изменяет собственный соратник. Завистливый военачальник Канчоро предаёт Семетея и вступает в сговор с его врагами. В результате вероломного заговора Семетей получает смертельное ранение и таинственным образом исчезает - народ считает, что великий батыр не умер, а ушёл в небеса (тем самым зарождается надежда на его возвращение). Жена Семетея Айчүрёк остаётся во власти недругов, ожидая рождения сына, а изменник Канчоро захватывает власть. На этой драматичной ноте завершается вторая часть эпоса
Третья часть - «Сейтек». Центральное событие заключительной части эпопеи - судьба сына Семетея, молодого богатыря по имени Сейтек. Он появляется на свет уже после исчезновения отца и растёт сиротой в стане врагов, не зная о своем истинном происхождении. Несмотря на чужое окружение, Сейтек с детства проявляет доблесть и благородство, а по мере взросления узнаёт тайну своего рода. Когда правда открывается, юный герой поднимает знамя Манаса: он бежит из вражеского лагеря, собирает верных людей и начинает борьбу против тех, кто погубил его родных и поработил народ. Сейтек изгоняет внутренних врагов, восстанавливает справедливость и возвращает Семетея (своего отца) к родному народу. В финале эпоса потомки Манаса достигают главной цели предков - объединения всех кыргызов и установления мирной жизни на родной земле. Таким образом, через образы Семетея и Сейтека народ сохраняет легенду о Манасе, воспевая героизм его потомков и неизменное стремление кыргызов к свободе и единству
Эпос «Манас» - не просто цикл военных преданий, а настоящая энциклопедия жизни кыргызского народа. В грандиозном повествовании отражены все стороны народной жизни прошлых веков: быт и хозяйство кочевников, обычаи и традиции, этнический состав и отношения с соседними народами, мировоззрение, религиозные воззрения и даже знания в области медицины и философии. Из поколения в поколение добавляя новые детали, народ коллективно создал многослойный эпос, который вобрал в себя практически все поэтические жанры и приёмы устного творчества кыргызов. Недаром путешественник и учёный Чокан Валиханов отмечал, что «Манас» можно рассматривать как настоящую энциклопедию кыргызского народа, а академик В.В. Радлов ставил кыргызский эпос по художественности наравне с легендарной «Илиадой». Основная идея эпоса - это борьба кыргызского народа за независимость, сплочение разрозненных племён в единый народ и установление мира на родной земле. Этот патриотический мотив проходит через все три части эпопеи: Манас объединяет народ перед лицом внешней угрозы, Семетей сражается не только с внешними врагами, но и с внутренними междоусобицами, а Сейтек завершает дело предков, возрождая единство государства.
Особого внимания заслуживает уникальная традиция исполнителей эпоса - манасчи. Вплоть до начала XX века эпос «Манас» существовал только в устной форме. Народные сказители-манасчи наизусть помнили колоссальный объём текста и часами, а то и сутками, вдохновенно воспевали подвиги Манаса под аккомпанемент комузов. Каждый манасчи привносил в исполнение что-то своё - новые подробности, стилистические оттенки, импровизации - однако канва сюжета всегда оставалась неизменной. Эта устная традиция бережно передавалась из уст в уста на протяжении веков, благодаря чему до наших дней дошло множество вариантов эпоса. По состоянию на сегодня учёными записано не менее 35 вариантов «Манаса», переданных со слов разных известных сказителей (среди них особенно прославились манасчи Сагымбай Орозбаков и Саякбай Каралаев). Полный свод эпоса в версии Саякбая Каралаева составил рекордные 500 553 стиха, а запись его исполнения заняла 6 лет. Таким образом, «Манас» признан самым длинным эпическим поэмой в мире, что официально подтверждено в справочнике Guinness World Records. Несмотря на столь внушительный объём, наиболее значимые фрагменты эпоса были переведены на многие языки. Первый перевод отрывков «Манаса» на русский язык выполнил в 1940-е годы советский поэт Лев Пеньковский. В наше время осуществлены и полные издания эпоса: например, в 2020 году в Бишкеке вышел художественный перевод на русский язык варианта эпоса, записанного от манасчи Жусупа Мамая. С эпосом ведётся серьёзная научная работа (целое направление манасоведения), издаются критические тексты и исследования. Таким образом, спустя столетия «Манас» остаётся живым памятником культуры – как в народной памяти, так и в академической среде.
Эпос «Манас» неразрывно связан с географией Кыргызстана. Многие реальные топонимы упоминаются в сказании - от Алтая до Тянь-Шаня, от Бухары до Таласа. Особое место в эпосе занимает Таласская долина на северо-западе Кыргызстана - именно там располагалась ставка (ставка) Манаса после возвращения народа на родину. Сегодня в этой долине находится мемориальный комплекс «Манас Ордо», посвящённый народному герою. Центральным объектом комплекса является гумбез Манаса - средневековый мавзолей XIV века, в котором, по легенде, покоится Манас. Учёные установили, что мавзолей был возведён около 1334 года и на самом деле принадлежал знатной женщине по имени Канышай (надпись на фасаде гласит, что тут похоронена «Кенизек-хатун»). Однако народная молва давно приписала эту гробницу Манасу - согласно преданию, верная жена Каныкей сама построила мавзолей на могиле Манаса и оставила ложную надпись, чтобы уберечь его захоронение от грабителей. Вокруг мавзолея раскинулся парк с символическими скульптурами: в центре возвышается стела со статуей Манаса, а рядом установлены каменные фигуры, которые народная фантазия отождествляет с сорока доблестными батырами - легендарными сподвижниками Манаса. Здесь же работает музей эпоса, где можно узнать подробности о героях и сюжете, увидеть диорамы знаменитых сцен и познакомиться с портретами самых известных сказителей-манасчи. Комплекс «Манас Ордо» стал своего рода духовной меккой кыргызского народа - сюда стекаются как местные жители, так и туристы, желающие прикоснуться к великой эпической истории.
Память о Манасе бережно хранится по всему Кыргызстану. В столице Бишкеке установлено несколько монументальных скульптур Манаса - например, конный памятник перед зданием филармонии и статуя на главной площади Ала-Тоо. Именем Манаса названы центральные объекты страны: главный международный аэропорт в Бишкеке носит название «Манас», как и одна из крупных улиц столицы. Высшей государственной наградой Кыргызской Республики является орден «Манас» - орденом с таким именем награждают за выдающиеся заслуги перед государством. В Бишкеке действует Кыргызско-турецкий университет «Манас», а в Таласской области имеется целый административный Манасский район. Образ эпического богатыря нашёл отражение и в искусстве: создана опера «Манас» (композитор А. Малдыбаев), снимаются фильмы и мультфильмы, издаются книги-пересказы для детей. Можно сказать, что имя Манаса окружает каждого гостя Кыргызстана повсюду - от названий достопримечательностей до символики на денежных знаках. Так, портрет знаменитого манасчи Саякбая Каралаева украшает купюру 500 сом, а всадники Манаса изображены на национальных барельефах и эмблемах.
Эпос «Манас» по сей день остаётся сердцем кыргызской культуры. Его повествования звучат на праздниках и айтышах, строки эпоса учат в школах, а манасчи продолжают передавать своё мастерство молодым поколениям. Для туристов знакомство с эпосом - ключ к пониманию души Кыргызстана. Истории о Манасе - это не только захватывающие легенды о героях и битвах, но и вечные ценности народа: единство, мужество, верность и любовь к родине. Недаром в финале эпопеи завещание Манаса гласит: «К Манасу кочуйте, у него мой главный завет… Соберите кафиров и мусульман; среди них великий праздник задайте…» - тем самым великий батыр призывает потомков жить в мире, сплочённости и достатке. Эпос «Манас» пережил века и продолжает вдохновлять кыргызский народ, оставаясь живым символом его истории и духа.
Забытые реки и горные вершины: путешествие по Южному берегу Иссык-Куля — это трёхдневный тур, который погрузит вас в уникальную природу Кыргызстана.
Побывать в долине Семи Быков, увидеть Иссык-Куль и расслабиться в термальных источниках
Ощутите всю красоту природы Кыргызстана за рулём комфортного и дерзкого турэндуро BMW F650GS. Эти впечатления стоят любых денег и никогда не забудутся.
За два дня мы поднимимся на вершины 3500 метров, посидим у костра в самом сердце хребата Тянь-Шань у озера Сон-Куль и отлично проведем время
Посетить две жемчужины Кыргызстана за 1 день на автомобильной экскурсии
Этот маршрут сочетает живописные горные каньоны Кок-Мойнок, озеро Иссык-Куль, вкус национальной кухни и поездку по одной из самых красивых дорог страны – Боомскому ущелью.